1 Понятие общего недоразвития речи дошкольников
2 Характеристика I, II, III уровней речевого развития
3 Основные направления коррекционной работы с детьми I уровня
Список использованных источников
1 Понятие общего недоразвития речи дошкольников
В логопедии понятие «Общее недоразвитие речи» определяется, как патология речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее проявление, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования [3, c. 118].
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии: Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой и др. в 50-60 годах ХХ века.
2 Характеристика I, II, III уровней речевого развития
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов. Это в первую очередь относится к объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается.
3 Основные направления коррекционной работы с детьми I уровня
Психическое и физическое развитие ребёнка происходит в предметной деятельности. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Можно выделить несколько направлений коррекционной работы с детьми 1-го уровня ОНР, в основе которых лежат манипуляции с предметами, предполагающих включение мыслительных операций.
Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым работу.
1 Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
2 Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.,1991.
3 Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М., 1997.
4 Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2001.
5 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология. – №6. – 1985. С. 35-39.