Введение
8. Содержание, место и значение разных видов наблюдений в разных возрастных группах. Разные формы дневников наблюдений за жизнью обитателей уголка природы, за ростом и развитием растений и животных; методика их ведения. Календарь природы и календарь погоды; разные формы
календарей природы и методика их ведения
24. Значение и место игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологическогообразования; разнообразие игр. Значение подвижных игр и игр-имитаций. Рекомендации по их подбору и использованию в экологическом образовании детей младшей
группы
9. Специфические формы организации экологического образования детей дошкольного возраста: экологическитренинг, природоохранные акции, экологический театр,походы в природу и др. Организация на повседневных прогулках наблюдений, труда, игр, способствующих формированию экологически ориентированной личности
2. Способы организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение. Экологический подход к содержанию животных и растений; требования к подбору и размещению обитателей уголка природы. Оборудование для труда воспитанников в уголке природы
Практическая часть
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
8. Содержание, место и значение разных видов наблюдений в разных возрастных группах. Разные формы дневников наблюдений за жизнью обитателей уголка природы, за ростом и развитием растений и животных; методика их ведения. Календарь природы и календарь погоды; разные формы календарей природы и методика их ведения.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.
Исходя из логики становления деятельности наблюдения, предлагается выделять:
– распознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?»;
– длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений;
– воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы [5, c. 68].
24. Значение и место игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического образования; разнообразие игр. Значение подвижных игр и игр-имитаций. Рекомендации по их подбору и использованию в экологическом образовании детей младшей группы.
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность малышам оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят младших дошкольников к умению обобщать и классифицировать.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
9. Специфические формы организации экологического образования детей дошкольного возраста: экологический тренинг, природоохранные акции, экологический театр, походы в природу и др. Организация на повседневных прогулках наблюдений, труда, игр, способствующих формированию экологически ориентированной личности.
Одной из форм организации эколого-ориентированной деятельности детей дошкольного возраста выступает тренинг. Экологический тренинг помогает решить следующие задачи:
– формирование, развитие экологических установок у детей (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического отношения к природным объектам;
– коррекция целей взаимодействия ребенка с природой (например, дерево ценно не потому, что из него можно что-то сделать, а само по себе);
– обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (например, не кричу в лесу, потому что это чужой дом);
– развитие восприятия ребенка при контакте с природой (например, обследуя ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы ребенка; трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);
– расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только я, и мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока).
Особенности занятий: группа детей должна быть не более 12 человек; проведение занятия не требует специальных знаний у детей; в группе могут присутствовать дети разного возраста; занятия можно использовать в работе с семьями; все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми; занятия продолжительностью 25-30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.
2. Способы организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение. Экологический подход к содержанию животных и растений; требования к подбору и размещению обитателей уголка природы. Оборудование для труда воспитанников в уголке природы.
Значение уголка живой природы в дошкольном учреждении – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
План-конспект. Занятие в старшей группе по знакомству со свойствами воздуха
Цель: познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: познакомить со свойством воздуха (невидимый, бесцветный) и с его значением для всего живого.
Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать навыки сотрудничества и умение работать в парах; развивать умение отвечать на вопросы, слушать собеседника, коммуникативные навыки.
Воспитывающие: воспитывать желание работать в коллективе; воспитывать желание сохранить чистоту воздуха. Предварительная работа: наблюдение на прогулке; наблюдение в группе
Заключение
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
В процесс экологического воспитания организуются прогулки и занятия, на которых дети рассматривают и изучают растения. Так же организуется регулярная и разнообразная деятельность детей в зеленой зоне учреждения, систематическое ознакомление детей за ростом растений; отражение различных наблюдений в календаре природе.
Проводятся праздники, досуги, походы в природу, где у детей формируются широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, вызывающие яркий эмоциональный отклик.
1 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
2 Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1988.
3 Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. Сада / Сост. Л.А. Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. – М., 1983.
4 Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
5 Методика ознакомления с природой в детском саду / Под. ред. П.Г. Саморуковой. – М.,1992.
6 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
7 Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 1983. – №10. – С. 38-46.