1. Показатели товарооборота и выпуска продукции в общественном питании.
2. Факторы, влияющие на издержки производства и обращения в общественном питании.
Задание 1. Анализ динамики товарооборота предприятия общественного питания «Ключик» за 2016/2017 годы.
Задание 2. Анализ выпуска обеденной продукции предприятия общественного питания «Ключик» за 2016/2017 годы.
1. Показатели товарооборота и выпуска продукции в общественном питании.
Товарооборот является одним из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих предприятий. Различают розничный и оптовый товарооборот. Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота. В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота. Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия. Розничный товарооборот — это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в сферу потребления. Товарооборот предприятий массового (общественного) питания тоже относится к розничному товарообороту. Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в форме сырья, материалов, комплектующих и т. д. В результате оптового товарооборота товары не выходят из сферы обращения.
2. Факторы, влияющие на издержки производства и обращения в общественном питании.
На сумму и уровень издержек предприятия питания оказывают влияние различные факторы, которые можно подразделить на: внутренние и внешние. К внешним факторам относят:
• Экономическую ситуацию в стране;
• Государственную налоговую политику;
• Систему ценообразования;
• Наличие или отсутствие конкуренции;
• Инфляцию;
• Валютный курс;
• Стоимость услуг других отраслей.
Внутренние факторы можно подразделить на: экономические и организационные. К экономическим относятся:
• Объём, состав и структуру товарооборота;
• Структуру расходуемого сырья и товаров;
• Производственную программу;
• Эффективность и производительность труда;
• Формы и системы оплаты труда, систему премирования;
• Товарооборачиваемость;
• Порядок начисления амортизации и др.
Задание 1. Анализ динамики товарооборота предприятия общественного питания «Ключик» за 2016/2017 годы.
Выводы:
Даны таблицы свидетельствуют о том, что в 2017 году план товарооборота перевыполнен на 450 руб. или на 1,004%, в том числе в 1-м квартале товарооборот увеличился на 100 руб. или на 1,004%, во 2-м квартале – увеличился на 100 руб. или на 1,004%, в 3-м квартале – увеличился на 1,004 руб. или на 1,004%, в 4-м квартале – еще на 150 руб. или на 1,005%.
Задание 2. Анализ выпуска обеденной продукции предприятия общественного питания «Ключик» за 2016/2017 годы.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2016 году в составе обеденной продукции наибольший удельный вес занимали четвертые блюда (30%), а наименьший – вторые блюда (16,67%). В отчетном аналогично. План по производству обеденной продукции перевыполнен на 1,036%, в том числе по первым блюдам план перевыполнен на 1,063%, по вторым блюдам – на 1,048%, по третьим блюдам – перевыполнен на 1,017%, по закускам – на 1,026%.