1 Периоды весны
2 Характерные явления в неживой природе (погода, облака, ледоход)
3 Характерные изменения в жизни растений (весеннее пробуждение деревьев, набухание и распускание почек, появление листьев, цветение травянистых растений)
4 Характерные изменения в жизни животных (появление насекомых, прилет птиц, изменения в жизни зверей)
5 Месторасположение и строительство птичьих гнезд
Список использованной литературы
1. Периоды весны
Наблюдение за порами года всегда играло важную роль в жизни человека. На сегодняшний момент наблюдение за погодными условиями позволяет определить точно, когда началась та или иная пора года. Наблюдение за сезонными изменениями осуществляют фенологи, которые выделили четыре периода весны [2, стр. 10]. Первый период весны начинается с появления первых проталин в поле и заканчивается началом цветения ольхи серой и орешника-лещины. В первом периоде весны, на протяжении некоторого времени, прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Также начинается сокодвижение и набухание почек кленов и берез. С полей сходит и совсем исчезает снежный покров, водоемы начинают освобождаться ото льда. В этот же период заканчивается рыбалка на льду и начинается ловля рыбы на открытой воде. Также в этот период такие виды рыб как: язь, елец, щука, ерш готовятся к нересту или же приступают к нему [1, стр. 9].
2. Характерные явления в неживой природе (погода, облака, ледоход)
Весной начинает на земную поверхность поступать больше солнечного тепла, которое прогревает почву, однако, погода стоит переменчивая. Теплые дни иногда сменяются холодными и снежными. Весной начинается таяние снега, появляются первые проталины [3, стр. 16].
3. Характерные изменения в жизни растений (весеннее пробуждение деревьев, набухание и распускание почек, появление листьев, цветение травянистых растений)
С природными изменениями в неживой природе происходят также изменения в жизни растительности. Растения стараются получить как можно больше солнечного тепла. Корни растений всасывают влагу из теплой почвы, растворяющую накопленные в стволах питательные элементы. Стебли растений передают почкам, которые вскоре станут листьями и цветами [5, стр. 14].
4. Характерные изменения в жизни животных (появление насекомых, прилет птиц, изменения в жизни зверей)
Первыми из насекомых весной появляются мухи, также появляются бабочки. Раньше из бабочек появляются такие виды как: крапивница, павлиний глаз, крушинница (чаще называют лимонницей). И только намного попозже появляются бабочки: белянка (капустница), боярышница. Именно бабочки, которые зимовали взрослыми появляются раньше. Самые обычные из весенних бабочек – крапивницы, дневной павлиний глаз, а к более редким видам относятся траурница и адмирал. Из мух раньше появляются обычные домашние мухи – домовые, комнатные, синие и зеленые мясные, так как они могут зимовать взрослыми особями.
5. Месторасположение и строительство птичьих гнезд
Гнездо птицы – это место, в котором птицы откладывают и высиживают свои, а в некоторых случаях чужие яйца и выращивает птенцов. Когда птица достигает определенной стадии полового цикла, она приступает к стоительству гнезда. Птицы могут строить свои гнезда в любом месте и из различного материала. Гнездо для птицы играет важную роль: предохраняет яйца от раскатывания и удерживает их в компактной куче, благодаря чему все яйца умещаются под телом птицы и прогреваются. Также гнездо является местом, где находятся птенцы в период вскармливания до приобритения самостоятельности. Гнездо предохраняет яйца от неблагоприятных погодных условий, также защищает яйца и птенцов от врагов, что достигается при маскировке гнезда [5, стр. 37].
1 Беккер И.Л. Времена года: книга юного фенолога / И.Л. Беккер. – М., 2001.
2 Ветеренникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М., 1980.
3 Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А. Каменева. – М., 1983.
4 Лучич М.В. Детям о природе / М.В. Лучич. – М., 1989.
5 Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе / А.Ф. Мазурина. – М., 1976.
6 Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПБ., 2003.
7 Саморукова П.Г. Как познакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – М., 1978.