ВВЕДЕНИЕ
1. ТРАВМАТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ У ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ
2. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО У ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
3. ДИАГНОСТИКА ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в мире произошло много изменений, как в различных сферах жизнедеятельности человека, так и в сфере наук. Все чаще взрослые и дети попадают в условия чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, становятся заложниками и жертвами терактов. Это и вызывает интерес к кризисной психологии, как науке, не только философов и психологов, но и политиков, и общественных деятелей. С этим интересом неразрывно связана психология личности человека, ребенка испытавшего травму. Ведь, если не знать, как помочь такому человеку, он может навсегда остаться вне социума.
Значительное влияние на то, как человек или ребенок реагирует на критическое событие и как он справляется с его последствиями, оказывают его личностные ресурсы, своеобразие защитных психологических механизмов, наличие или отсутствие поддержки со стороны окружающих. В связи с экстремальными ситуациями в практической психологии фиксируется две проблемы: постоянно увеличивается число участников чрезвычайных ситуаций и носителей травматического опыта, а также возрастает обусловленность катастрофических последствий неэффективными, деструктивными действиями людей в таких ситуациях.
1. ТРАВМАТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ У ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ
Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
Выделяют травмы:
- причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием;
- причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).
По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травмирующие ситуации.
Кризисы насилия - разновидность травматического кризиса, причинённого людьми.
Четыре типа жестокого обращения с ребёнком:
- физическое жестокое обращение (любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребёнку);
- сексуальное насилие (использование ребёнка или подростка другим лицом для получения собственного сексуального удовлетворения);
- пренебрежение нуждами ребёнка (хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18-летнего возраста ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре);
- психологическое насилие.
Психологическое насилие может быть двух видов:
Психологическое пренебрежение - последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку.
2. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО У ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – нарушение психической деятельности, развивающееся после внешнего психологически травмирующего события. Для диагностики используются психометрические тесты, проективные методики, наблюдение, беседа. Специфическое лечение включает семейную психотерапию, когнитивно-поведенческую терапию, нейролингвистическое программирование, аутотренинг. При сложных формах дополнительно применяется медикаментозная терапия [4; с.80].
При подозрении на наличие посттравматического стрессового расстройства психологу целесообразно тактично и сочувственно расспросить ребенка и его родителей об имевших место в прошлом травмирующих событиях. При первом же затрагивании этой темы ребенок может дать аффективную реакцию, которая скажет, по меньшей мере, столько же, сколько можно сказать словами. Эта реакция может состоять в нарастающей слезливости, дополняться избеганием контакта глазами, возбуждением, проявлениями враждебности. Для того, чтобы определить, было или нет это травматическое событие, существует специальная технология расспроса, которая выявляет наличие или отсутствие симптомов ПТСР.
Типичные симптомы, как было указано, включают в себя навязчивые переживания, ночные кошмары (для кошмарных снов при ПТСР характерна фотографическая точность воспроизведения событий), чувство отчуждения (эмоциональная черствость, что связано с иррациональным страхом перед сильной привязанностью), эмоциональный уход в себя и потерю интереса к жизни. Отмечаются гиперчувствительность, нервность, агрессивность, бессонница, неспособность сфокусировать свое внимание на длительный период времени. Нередки злоупотребление алкоголем, антисоциальное поведение, суицидные мысли или попытки к самоубийству, неспецифические соматические жалобы.
3. ОБЩАЯ ДИАГНОСТИКА ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ
Наличие травматических переживаний у детей выявляется педагогами, психологами посредством следующих диагностических методов:
- наблюдение;
- индивидуальные беседы с ребенком и его родителями;
- проведение интервью, заполнение карты с показателями симптомокомплекса ПТСР;
- применение психодиагностических методик.
Рассмотрим более некоторые из методик.
1. Использование методики полуструктурированного интервью. Такая методика имеет ряд преимуществ и, по сравнению с анкетами, заполняемыми письменно, увеличивает точность измерения, поскольку именно непосредственное общение между психологом и испытуемым во время интервью дает предпосылки для возникновения взаимного доверия, безопасности и эмоционального принятия. Вообще, дети имеют тенденцию отвечать более точно, когда психолог задает соответствующие вопросы исследования и когда они могут задавать ему вопросы, если возникает неясность в понимании какого-либо пункта. Интервьюирование детей является более эффективным по сравнению с анализом данных, полученных от родителей (опекунов), преподавателей, воспитателей и других взрослых, поскольку эти данные зачастую касаются только видимых проявлений травматической реакции. Более того, взрослые сами могут быть соучастниками травматической ситуации и поэтому зачастую скрывают или преуменьшают травматическую симптоматологию. Кроме того, следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, индивидуальные интервью с детьми, пережившими травматические случаи, могут иметь терапевтическое влияние [1; с.52].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое событие, кратковременную или продолжительную ситуацию угрожающего и катастрофического характера такую, как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, утрата близких, физическое и эмоциональное насилие и др., способное вызвать общее потрясение почти у любого человека. Скрытый (латентный) период, когда проявления отсутствуют, может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев, но редко превышает 6 месяцев. Далее данная ситуация переживается как повторно вторгающиеся в сознание представления, отражающие экстремальные события, острые драматические вспышки паники или дисфории на фоне хронического чувства оцепенелости, эмоциональной отчужденности, избегания деятельности и ситуаций, напоминающих о травме.
1. Бадьина Н.П. Психологическая помощь ребенку, пережившему психическую травму: Методические рекомендации для педагогов-психологов / Н.П.Бадьина.- ОУ.: Курган, 2005. – 63 с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. - М.: «Академия», 1998.-455с.
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328с.
4. Пергаменщик Л.А. Посттравматический стресс. Методическое пособие / Л.А.Пергаменщик. — М.: БГПУ, 2007. – 204с
5. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В.Тарабарина. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с:
6. Фролова, Ю.Г. Медицинская психология / Ю.Г. Фролова. – М.: Фникс, 1991. - 129 с.
7. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254с.