1. Анализ необходимых условий для содержания животных на участке учреждения дошкольного образования с учетом их биологических особенностей
2. Содержание кроликов и кур на участке детского сада
3. Условия, необходимые для привлечения птиц на участок учреждения дошкольного образования
4. Птицы, прилетающие на участок учреждения дошкольного образования
5. Устройство искусственных гнезд
6. Подкормка птиц
Список использованных источников
1. Анализ необходимых условий для содержания животных на участке учреждения дошкольного образования с учетом их биологических особенностей
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.
Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35-45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.
На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.
На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.
«Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями – елью и сосной. Со временем под ними образуется кислая земля, пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, мхи и лишайники покроют почву, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень (если их специально посадить). Копытень зимует под снегом с живыми листьями – это интересное явление можно показывать детям.
2. Содержание кроликов и кур на участке детского сада
Исходя из образовательно-воспитательных задач, стоящих перед детским садом, на земельном участке надо иметь несколько кроликов и кур.
Кролик – небольшое животное, покрытое мягкой пушистой шерстью, которая бывает разной окраски. У него длинные подвижные уши, которые он поднимает, когда прислушивается, и прижимает при испуге. Тупая морда, большие круглые, выпуклые глаза, торчащие в стороны усы. Задние ноги у животного длиннее и сильнее передних, поэтому оно передвигается прыжками. Хвост у кролика короткий. Кролики – грызуны. Зубы у них устроены так же, как у белки. Едят морковь, свеклу, капусту, траву.
Кролика содержат в помещениях, находящихся во дворе. Он не боится холода, но не выносит сквозняков. Клетку для кролика изготовляют площадью 125х65х67 см. Пол должен быть двойной: верхний – решетчатый (лучше иметь 2 таких пола для поочередной смены), а нижний – выдвижной. На пол необходимо класть подстилку из опилок, смоченных раствором марганцовокислого калия. Можно поставить в угол клетки тазик с опилками. Если кролик привыкнет к этому месту, чистить клетку будет легко. Раз в неделю надо мыть клетку кипятком с содой. В клетке должны быть 2 кормушки: большая – для сена, зеленой травы, овощей и маленькая – для сухого корма. Эти кормушки должны быть прочными. Хорошо сделать в клетке «спальный домик» [1, c.142].
Кормят кролика 3 раза в день. Летом основным кормом являются различные травянистые растения – подорожник, мышиный горошек, лопух, одуванчик, клевер, овес; следует давать и корнеплоды: морковь, свеклу, картофель. В зимнее время основной корм животного – сено (особенно клеверное), корнеплоды, овес, ячмень, кукуруза. Кролик – грызун, у него всю жизнь растут зубы. Чтобы он мог их стачивать, иногда нужно давать ветки деревьев: ивы, акации, рябины, березы, тополя, орешника, ясеня. Воду кролик, как правило, не пьет, но надо давать ее при сухом корме.
Кролики размножаются в течение года по 5-8 раз. В клетке крольчихе нужно создать затемненный угол. Крольчиху, у которой скоро будут детеныши, маленьких крольчат и кормящих самок нужно подкармливать молоком. Крольчата родятся беспомощными, голыми, слепыми. Глаза открывают на десятый день. Самка выкармливает детенышей молоком около месяца, затем крольчата становятся самостоятельными и покидают гнездо [3, c. 53].
При рассмотрении кролика следует обратить внимание детей, что у кролика пушистая шерсть, длинные подвижные уши, задние ноги длиннее передних; посмотреть, как он прыгает, что и как ест, при этом послушать, как хрустит морковь, свекла, когда он их грызет.
3. Условия, необходимые для привлечения птиц на участок учреждения дошкольного образования
Не на всякий участок детского сада прилетают птицы. Привлечь их можно, если посадить на участке кустарники и деревья, имеющие плоды и семена. Это рябина, калина, боярышник, дикая яблоня, сирень и т. д. Такой участок зимой будут посещать снегири, свиристели. Для синиц зимой следует вывешивать несоленое сало, ежедневно насыпать в кормушки, развешанные по участку, хлебные крошки, зерно, семена сорных растений, собранные детьми осенью (репейник, пастушья сумка, подорожник), семечки арбуза, дыни, подсолнечника и т. д.
Корм для птиц нужно выносить рано утром, в 7-8 ч. Он должен быть сухим, иначе сразу замерзнет и будет недоступен птицам. Не рекомендуется использовать в качестве корма макароны, кашу, свежий хлеб, картофель. Корм лучше приготовить с вечера в присутствии детей [2, c. 107].
4. Птицы, прилетающие на участок учреждения дошкольного образования
Как правило объектами для наблюдений на участке в детском саду служат: сороки, вороны, воробьи, синички, скворцы, снегири.
Воробьи маленькие, с толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Спина у воробья коричневая, на щеках черные пятна, брюшко светлое, на крыльях полоски. Ножки короткие, но крепкие. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. В холодную погоду воробьи сидят прижавшись друг к другу, распушив крылышки, нахохлившись.
Воробьи чистоплотны, охотно купаются – зимой в снегу, весной и летом в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, кладут по 5-6 яиц, за лето три раза выводят птенцов. Выкармливая птенцов, воробьи уничтожают много вредителей-насекомых и значительно компенсируют тот вред, который они приносят, нападая на зерновые культуры и сады.
Синица – хорошо заметная, подвижная птица величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и «галстуком», более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок «галстук» доходит только до брюшка. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми. Гнездо синица устраивает в дупле дятла, в щелях деревянных построек, охотно поселяется в искусственных гнездовьях – синичниках.
Вылупившихся птенцов в первые дни самка обогревает, не слезая с гнезда, самец их кормит. Выкармливают птенцов родители только насекомыми и их личинками. За лето у синиц бывает две кладки.
Скворец – птица средних размеров, с тонким острым клювом и сильными ногами. Оперение его почти черное, с мелкими светлыми крапинками; голова, грудь и спина блестящим зеленовато-фиолетовым отливом. Самец отличается от самки желтым клювом, более блестящим оперением и мелкими размерами светлых пятен. Птенцы окрашены в однотонный бурый цвет, более светлый на нижней стороне тела.
Птицы поедают вредных насекомых и их личинок в огромном количестве, чем приносят большую пользу.
5. Устройство искусственных гнезд
Для гнездовий птицам нужны разнообразные «квартиры» – тем видам, которые в природе живут в дуплах, понравятся скворечники, некоторые птицы вьют гнезда на ветках деревьев на различной высоте, воробьи могут гнездиться под крышей, найдя небольшое отверстие в месте стыка фронтона и кровли.
Весной на земельном участке детского сада развешивают для привлечения птиц искусственные гнездовья, в которых могут поселиться скворцы, синицы и мухоловки. Чтобы жили в таком гнездовье, оно должно соответствовать их требованиям и быть правильно подвешенным.
6. Подкормка птиц
На участке дети могут круглый год наблюдать некоторых диких птиц. Стаями слетаются воробьи туда, где насыпаны крошки или зерна. Зимой дворы постоянно посещают вороны. Осенью и зимой в поисках пищи приближаются к жилью людей синицы, щеглы, снегири. В эту трудную для них пору на участке детского сада надо установить кормушки и привлечь детей к подкормке птиц и наблюдению за ними.
Самая простая кормушка – дощечка (50х60см) с небольшим бортиком. Ее можно подвесить к дереву, прибить к забору или окну около форточки.
В тихом месте участка хорошо устроить кормовой столик: вбить кол, на нем прикрепить дощечку с бортиками, над дощечкой сделать крышу, чтобы корм не заносило снегом. На столик каждый день в определенное время насыпают крошки хлеба, зерна злаков, семена репейника, ольхи и березы, ягоды бузины, рябины и калины.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом.