1. Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и семьи по формированию элементарных математических представлений.
2. Методика ознакомления детей средней группы с цифрами.
3. Составить конспект занятия по ориентированию детей II-й младшей группы во времени, ознакомлению детей с временными отрезками утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима.
Список использованных источников
1. Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и семьи по формированию элементарных математических представлений.
Общенаучная категория «преемственность» имеет объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Современное состояние преемственности в обучении характеризуется разносторонностью охвата многих вопросов и неоднозначностью толкования отдельных понятий в данной области. Успехи в математических знаниях зависят от взаимосвязаннной работы семьи и детского сада. Двухсторонний характер процесса обучения приводит к необходимости подойти к вопросу о преемственности также с позиции учащегося, с точки зрения развития знаний, умений, навыков в его сознании, установления их системы и внутренней взаимосвязи (отчасти такое понимание было у Коменского и Ушинского). Б. Г. Ананьев в связи с этим пишет: «Преемственность обучения есть не только одно из важнейших условий этого развития, она, вместе с тем, включает преемственность в учении, то есть внутреннюю взаимосвязь в сознании учащихся усваиваемых знаний, их систематизацию и применение в разнообразных условиях обучения и жизни». Ш. И. Ганелин также отмечает как важную сторону проблемы преемственности вопрос о внутренней взаимосвязи в сознании учащихся усваиваемых знаний, умений и навыков, об осмысливании пройденного на новом, более высоком уровне, вопрос о результативности работы учителя с точки зрения качества усвоения учащимися преподносимого им учебного материала, о развитии целостной личности учащегося.
2. Методика ознакомления детей средней группы с цифрами.
Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно - от номера своей квартиры и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения или автобуса и т. д. и т. П. Цифра - это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Ранняя символизация ради манипулирования символами не имеет смысла, если ребенок не понимает сущности процесса счета как процесса нумерации элементов пересчитываемого множества. Момент для знакомства детей с цифрами педагог определяет сам, когда видит, осознанно или нет дети считают (достаточно и счета до 3). Если это так, то уже можно знакомить детей с цифрами. Необходимо помнить, что цифры - понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры. В связи с этим лучше не смешивать процесс обучения счету со знакомством с цифрами. При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться» в клетки (это школьная задача).
3. Составить конспект занятия по ориентированию детей II-й младшей группы во времени, ознакомлению детей с временными отрезками утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима
Тема: «Части суток»
Цель: Продолжать знакомить детей с временными понятиями: утро, день, вечер, ночь.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы;
2. Развивать словарь- признаков частей суток;
3. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами, с цветами. 4.Учить считать в пределах 4.
5. Развивать умение сочетать слова с движением;
6. Развивать связную речь
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и культуру поведения.
Демонстрационный материал: картинки с изображением частей суток; звезд, луны, солнца; игрушка – мышонок, окно – часы; квадраты: белого, желтого, голубого и черного цвета, ватман голубого цвета, клей, манка желтого цвета, использование КТ, аудиозаписи: звуки природы, крик петуха, песенка про солнышко, из мультфильма «Чучело – Мяучело», «38 попугаев» - зарядка.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: утро, день, вечер, ночь, луна, звезды, завтрак, обед, ужин.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций: день, ночь, утро, вечер.
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003
2. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа? Москва: Педагогика, 1982 Корнева Г.А. К проблеме генезиса понятия числа у детей //Умственное воспитание дошкольника - М: Просвещение, 1972
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: «Академия», 2001.
4. Комарова, Е. А. Преемственность в обучении математике: Методическое пособие / Е.А. Комарова. -Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. - 108 с.
5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.
6. Михайлова З.А., Носова Е.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 384 с.
7. Сербина, Е.В. Математика для малышей : кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. – М.: Просвещение, 1992. – 80 с.