1. Воспитательно-образовательное значение уголка природы. Его оборудование. Основные требования к отбору растений.
2. Растения уголка природы. Комнатные растения
3. Уход за растениями. Защита от вредителей и болезней.
4. Размножение растений.
5. Наблюдения детей и уход за растениями уголка природы.
Список использованных источников
1. Воспитательно-образовательное значение уголка природы. Его оборудование. Основные требования к отбору растений.
Важнейшим условием качественного образовательного и воспитательного процесса в учреждениях дошкольного образования является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, важно наличие грамотно оборудованного уголка природы в группе. Уголок природы в групповой комнате – одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Уголок природы - это одновременно и игровая, и учебная зона групповой комнаты. Органично вписанный в интерьер, уголок природы не только является украшением групповой комнаты, но и даёт возможность организовать наблюдения и экспериментальную деятельность для детей[2, с.7]. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых; производит сильные впечатления. Кроме этого, деятельность в уголке природы позволяет прививать дошкольникам ответственность и заботу, так как дети обучаются ухаживать за растениями[2, с.14,67; 3, с.6].
2. Растения уголка природы. Комнатные растения.
При подборе обитателей уголка природы следует учитывать, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи учебной программы[1, с.23]. В младшей группе из комнатных растений рекомендуется размещать 4-5 видов неприхотливых растений. Это должны быть растения, которые красиво и долго цветут, имеют ярко выраженные основные части (стебель, листья, цветок), ярко, обильно и долго цветущие, имеющие ярко окрашенные листья. Детей этого возраста можно обучать обтирать влажной тряпочкой листья, поэтому у растений должны быть крупные, крепкие, «кожистые» листья[8, с.26]. Яркими представителями растений, отвечающими этим требованиям, являются: обыкновенная (или зональная) герань (пеларгония), бальзамин (Ванька мокрый, недотрога, огонек), гибискус (китайский розан), аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3 – 4 растения[1,2,3,8].
3. Уход за растениями. Защита от вредителей и болезней.
Большое значение имеет трудовая деятельность в природе для умственного и сенсорного развития детей. В реализации трудовой деятельности сочетаются умственные и волевые усилия. Ухаживая за растениями, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая и обследуя почву, растений, наблюдая за изменением растений, дети называют и описывают признаки, которые важны для выполнения предстоящего трудовой деятельности. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения, координировать свои движения.
Обучая детей ухаживать за растениями, нужно их научить[1, с.78]:
- подробно описывать внешний вид растений, отмечать существенные особенности;
- подмечать, что некоторые растения для нормального роста и развития нуждаются в изменении условий (большем количестве света, уменьшении или увеличении поливки);
- подбирать необходимый для выполнения трудовой деятельности инвентарь.
4. Размножение растений.
Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д. В младшей группе детей можно обучить размножению растений на примере посева крупных семян и высадки лука. Дети сеют крупные семена (бобы, фасоль, горох, настурцию и т.д.) в подготовленную педагогом почву. Усваивают последовательность: почву надо полить, положить семена и закопать их. В конце зимы малыши сажают лук. Обращается внимание детей на то, какой стороной посадочный материал стоит погружать в почву. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).
5. Наблюдения детей и уход за растениями уголка природы.
В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе[3]. О значении наглядного метода обучения говорили многие выдающиеся педагоги и психологи. Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений[6, с.23; 7, с.76].
1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях» / С. А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 272с.
2. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983. – 207с.
3. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.
4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.
5. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.– СПб.: «Детство- пресс», 2000. – 240с.
6. Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников: практ. пособие для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / сост. Т. Г. Коледа. — Барановичи: РИО БарГУ, 2014. — 93с.
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 149с.
8. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Разработка проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики - [электронный ресурс].