1. Классификация средства математического развития
2. Значение и функции средств обучения
3. Характеристика наглядного материала
4. Методика использования наглядного материала
Список использованных источников
1. Классификация средства математического развития
Под средствами обучения понимаются совокупности предметов, явлений, знаки (модели), действия, а также слово, участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения — это источники получения информации, как правило, - это совокупность моделей самой различной природы. Каждое средство обучения выполняет свои определенные функции: реализуют принцип наглядности; переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму; способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий; увеличивают объем самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения. Так, образ как средство обучения обеспечивает в основном развитие личного опыта ребенка, отраженного в представлениях. Действие обеспечивает формирование умений и навыков. Слово (воспитателя, ребенка и художественное слово) создает возможность формирования обобщенных представлений, абстрактных понятий [6, с. 103]. Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным - это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
2. Значение и функции средств обучения
Средства обучения обладают следующими основными функциями:
1. реализуют принцип наглядности;
2. репрезентируют сложные абстрактные математические понятия в доступные;
3. ведут к овладению способами действий;
4. способствуют накоплению чувственного опыта;
5. дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью ребенка;
6. увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей;
7. рационализируют, интенсифицируют процесс обучения.
Следует отметить, что эти функции постоянно меняются в связи с совершенствованием теории и практики обучения детей. Каждое средство обучения выполняет свои определенные функции. Так, образ как средство обучения в основном обеспечивает развитие личного опыта ребенка, отраженного в представлениях; действие обеспечивает формирование умений и навыков; слово (воспитателя, ребенка и художественное слово) создает возможность формирования обобщенных представлений, абстрактных понятий. Понятие «образ» несколько шире, чем наглядность. Под ним понимаются не только разнообразные виды дидактического материала, но и те образы, которые возникают на основе представления памяти.
3. Характеристика наглядного материала
Особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание [5, с. 46]. В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства [1, с. 13]. В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности:
- предметная;
- образная;
- условно-символическая наглядность.
4. Методика использования наглядного материала
При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки. Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал. Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах, признаках объекта, можно ограничиться небольшим количеством средств. В младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе. При ознакомлении детей, например, с новой геометрической фигурой - треугольником - воспитатель демонстрирует разные по цвету величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры - количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.
1. Белошистая, А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие / А.В. Белошистая - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
3. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006. -112с.
4. Карелина, И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / И.О.Карелина. - Рыбинск, 2012. – 68 с.
5. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина - М.: Просвещение, 1974.-368 с
6. Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина - М.: Просвещение, 1984.- 256 с
7. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяра - М.: Просвещение, 1988. - 330 с.
8. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980 - 274 с.
9. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. - М: Издательский центр «Академия», 1998. -272 с.