Введение.
1. К.Д. Ушинский - детский писатель. Книги "Родное слово" и "Детский мир". Влияние творчества К. Д. Ушинского на развитие литературы для детей.
2. Анализ стихотворных сказок К.И. Чуковского для детей.
Детская литература – это литература, созданная мастерами слова специально для детей. Также это все фольклорные произведения, направленные на детскую аудиторию.
Детская литература прежде всего определяется научно-познавательной и этической функциями. Нельзя забывать и о развлекательном моменте в литературе для детей.
Константин Дмитриевич Ушинский относиться к детским писателям второй половины XIX века. Его произведения носят назидательный характер и являются образцом детской классической литературы.
1. К.Д. Ушинский - детский писатель. Книги "Родное слово" и "Детский мир". Влияние творчества К. Д. Ушинского на развитие литературы для детей.
Константин Дмитриевич Ушинский помимо того, что был замечательным педагогом, еще и проявил себя как писатель книг для детей.
Поскольку для него было так важно развитие человека, он создал русские народные школы. «Развейте ум человека, — писал он, — обогатите его познаниями окружающего мира, и он превратит и болота, и пески, и безлюдные горы в источники богатства. А пока человек дремлет в невежестве, до тех пор скудна самая богатая от природы страна, и народы нищенствуют, и финансы находятся в жалком положении, какие бы ни предпринимались кредитные обороты, которые без истинного богатства всегда останутся перекладыванием клочков бумаги из одного пустого кармана в другой, такой же пустой» [1, c. 124].
Но для Ушинский посчитал создание школы не достаточным, он хотел влиять на умы детей. Поэтому он начинает заниматься литературной деятельностью, чтобы наставлять молодёжь. Константин Дмитриевич сотрудничал с большим количеством журналов, таких как «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Народная школа» и др. Он пробовал себя в различных литературных жанрах, но больше всего преуспел в поэзии и написании очерков. Были литературные пробы и в драматургии, публиковал статьи, рецензии, обзоры. Большую славу ему принесли именно труды для детей. Это и сказки, и рассказы, и переработки фольклорных материалов и классической литературы.
Первым сборником для детей была книга, вышедшая в 1861 г., «Детский мир или хрестоматия». Как говорил сам Ушинский, этот труд был очень актуален для его времени. Главной темой этой книги является – связь науки и жизни. «Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами слога лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произведениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гончарова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов» [1, c. 125].
2. Анализ стихотворных сказок К.И. Чуковского для детей.
Корней Иванович Чуковский – выдающийся детский писатель. Всю свою жизнь он посвятил детям: писал для них стихотворения и прозаические тексты. И, конечно же, важный труд его жизни – это стихотворные сказки.
Сказка «Крокодил»
История создания
Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
Тема
Свободы.
Добра и зла.
Трусости и героизма
Свободы ждут животные, заключенные в клетках зоопарка. Самым ярким здесь выступает образ племянника крокодила, который не дождался спасения и умирает, произнося последние слова:
Не проклинаю палачей,
Ни их цепей, ни их бичей,
Но вам, предатели-друзья,
Проклятье посылаю я!
Вы так могучи, так сильны –
Удавы, буйволы, слоны, –
Мы каждый день и каждый час
Из наших тюрем звали вас,
И ждали, верили, что вот
Освобождение придет.
1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — Москва : Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
2. Кондаков, И.В. "Лепые нелепицы" Корнея Чуковского: текст, контекст, интертекст. / И.В. Кондаков // Общественные науки и современность, 2003. – № 1. – С. 5-7
3. Кривощапова, Т. В. Русская литературная сказка конца XIX — начала XX веков: Учеб. пособие по спецкурсу / Т.В. Кривощапова. — Акмола, 1995. – 80 с.
4. Крупская, Н.К. О «Крокодиле» Чуковского / Н.К. Крупская // Книга детям, 1928. – № 2. – С.14.
5. Минералова, И. Г. Детская литература: Учеб. пособие / И.Г. Минералова. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
6. Свердлов, К. "Мы призываем к борьбе с "чуковщиной" / К. Свердлов // Дошкольное воспитание, 1929. – №4.
7. Тарханов, А. «Бармалей и Айболит» / А. Тарханов // Сеанс №7. Октябрь, 1993. – С. 5-9
8. Ушинский Константин Дмитриевич [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. – Москва : Либерея, 2000. - С. 201-205.
9. Юрова, Д. Анализ «Родного слова» Ушинского [Текст] / Д. Юрова // Педагогика, 1998. - № 3. - С. 14-21.