1. Охарактеризуйте современные педагогические технологии в дошкольном образовании (игровые, ТРИЗ, информационные, проблемные и другие).
2. Охарактеризуйте игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, раскройте классификацию детских игр.
Список использованных источников.
1. Охарактеризуйте современные педагогические технологии в дошкольном образовании (игровые, ТРИЗ, информационные, проблемные и другие).
Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но не достаточным условием. Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели [4].
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, то есть вывод образования на более качественный уровень.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и другое.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
2. Охарактеризуйте игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, раскройте классификацию детских игр.
Игра один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. По мнению Л.С. Выготского, в игре происходит подготовка к полифоническому мышлению, пониманию многообразных связей, того, что «все может быть всем» [1]. Играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить социальный мир взрослых «игра – арифметика социальных отношений» (Л.С.Выготский), именно здесь ребенок приобретает навыки и новые формы общения. Желания, наклонности ребенка переплетаются с мнениями, предложениями других детей. У ребенка развивается эмоционально-волевая сфера, возникает потребность и способность подавить в себе эгоистические желания, признавать мнения и заслуги других, считаться с желаниями, интересами товарищей. Не случайно «игра-это школа морали не на словах, а на деле» (Д.Б.Эльконин) [5].
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.
Д.Б. Эльконин выделяет основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; развитие произвольности действий.
Многие теоретики считают, что игра для ребенка – это его работа, т.к. она является самой любимой и доступной деятельностью для ребенка. Благодаря тому, что игра доступна ребенку, она может быть самостоятельно организована и осуществлена детьми. Поддерживая игру, обучая игре, воспитатель помогает естественному развитию навыков и способностей детей. Благодаря взаимодействию детей в игре, они многому учатся друг у друга.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Игра создает предпосылки для проявления творчества детей в придумывании замысла игры, в комбинировании ряда событий, протекающих в игре, в содержании выполняемой роли и ролевых действий, в игровом употреблении предметов, в усложнении правил игры. В игре дошкольник активно, творчески воспроизводит труд и быт, социальную жизнь, события, отношения, традиции взрослого мира.
1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. Вопросы психологии. – 1996. - №6. - С. 25-29.
2. Давидчук, А.Н. Обучение и игра / А.Н. Давидчук. Методическое пособие.- М.: Мозаика-синтез, 2006.-168с.
3. Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. Основы дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. / А.В.Запорожец, Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1980- 144 с.
4. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., . 2007. – 202 с.
5. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова: под. ред. С.Л.Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.-199с
6. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004. – 346 с.