Программа «Коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Занятие №1 Рисунок «Несуществующего животного»
Занятие №2 Рисунок «Кактус»
Занятие №3
1. Упражнение “Покажи свое имя”. Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением.
2. Игра “Волшебные шарики”.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
3. Игра “Добрые привидения”
Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.
Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”.
Занятие №4
1. Игра: “Поссорились два петушка”
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Под веселую музыку дети двигаются по типу “броуновского движения” и слегка толкаются плечами.
2. Игра: “Сороконожка”
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.
3. Упражнение “Я – травинка” - предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства.
Занятие №5
1. Игра: “Дракон кусает свой хвост”.
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – “голова дракона”, последний – “хвост дракона”. “Голова дракона” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от нее.
поговорить ласково.
Программа коррекции агрессивного поведения подростков
Пояснительная записка.
Мы знаем, что агрессия тесно связана со всей структурой личности. В ней выделяются познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Определенный уровень ее не только допустим, но и необходим. Для того чтобы ребенок реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо, чтобы он обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с социальными конфликтами конструктивным способом. Кроме этого необходимо, чтобы он осознавал те чувства, которые провоцируют агрессию, и умел выражать их другими способами. Предполагается также наличие хорошо развитого самоконтроля.
Центральным новообразованием подросткового возраста является новый уровень самосознания, то есть интерес к собственному внутреннему миру, эгоцентризм.
Одним из принципов составления психокоррекционных программ является принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Проведенное диагностическое исследование позволило определить такие особенности.
Для нашей выборки характерен высокий уровень негативизма, физической агрессии, чувства вины и обиды. Обнаружившаяся связь между чувством вины и раздражительностью позволяет делать вывод о том, что наши подростки недостаточно хорошо осознают свои чувства и выстраивать программу коррекции в этом направлении. Высокий уровень негативизма и чувства вины говорит нам и о необходимости работы с ближайшим окружением подростка, то есть с педагогами и родителями. Учитывая зону ближайшего развития ребенка, наша коррекция может быть направлена на формирование социальных навыков, развитие рефлексии и повышение самооценки. Формирование и развитие вышеперечисленных свойств позволит ребенку реже занимать оборонительную позицию, и, следовательно, сделает не нужным агрессивное поведение.
Исходя из выше сказанного, мы можем, определить цели и задачи коррекционной программы.
Цели
• Обучить конструктивному выражению чувств.
• Сформировать социальные навыки.
• Повысить уровень самооценки.
Задачи.
• Сформировать установку на внимательное отношение к своим чувствам и чувствам других, на их конструктивное выражение.
• Повысить уровень осознания своих чувств.
• Обучить приемам разрядки негативных чувств (злости, раздражения).
• Повысить уровень самоконтроля.
Занятие «Как бороться со злостью?»
Задачи:
Продолжение знакомства с чувством злости.
Обучение ребенка адекватным позитивным способам избавления от злости.
Сплочение группы, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества.
Развитие коммуникативных навыков в творческой деятельности.
Коррекция общей агрессии.
Ход занятия
- Здравствуйте! Я рада вас видеть. Мне будет очень приятно, если вы поприветствуете наших гостей.
- Давайте также поздороваемся и друг с другом, а также подарим всем свое хорошее настроение.
Приветствие «Почеши спинку»
- Встаньте, пожалуйста, в большой круг так, чтобы спина вашего соседа оказалась у вас перед глазами. Теперь мы с вами начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Называю имя ребенка, с которого начнется игра). Пусть Лиза начнет растирать ладонями плечи и спину стоящего перед ней Валеры, при этом говоря: «Здравствуй, Валера, я твой друг». Валера делает массаж следующему стоящему перед ним человеку и говорит те же слова. И так далее по кругу, пока массаж не вернется к тому, кто его начал, – к Лизе.
- Игра помогла нам разогреться перед занятием.
Упражнение «Оживим камень» (дети стоят в кругу)
- Что у меня в руках?
Дети. Камень.
- Какой он? (Прикладывает к щеке каждого ребенка.)
Дети. Холодный.
- Как вы думаете, его можно согреть?
Дети. Наверное...
- Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень.
Камень, камень, возьми тепло моих рук,
Жар моего сердца и подари их моему другу.
(Передаю камень рядом стоящему ребенку. Тот крепко сжимает камень в руках, говорит «волшебные слова» и передает его дальше по кругу. Через некоторое время камень вновь оказывается у меня в руках).
- А сейчас я снова приложу к вашей щеке камень, а вы мне скажите каким он теперь стал? (Прикладываю к щеке каждого ребенка.)
Дети. Теплый.
- А почему он стал теплый?
Дети. Ответы детей.
Консультирование клиента пережившего утрату
Консультирование и терапия при утрате-трудная работа, начиная с утешения и поддержки и заканчивая разрешением тяжелой и болезненной реакции потери, если клиент этого хочет. Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний. Процесс скорби, оплакивания не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Это очень тяжелая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Психотерапевт способен доставить облегчение, однако такое вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо (Вайтхед, 2002).
При консультировании нужно обращать внимание на следующие ключевые моменты:
• слушайте, принимая, а не осуждая;
• сделайте так, чтобы человеку стало ясно, что у вас есть искреннее желание ему помочь выразить свое горе;
• принимайте чувства и страхи человека серьезно;
• будьте готовы, что некоторые люди будут злиться на вас;
• дайте время для того, чтобы появилось доверие: пока его нет, клиент не способен делиться с вами своими переживаниями;
• дайте надежду, подбодрите клиента тем, что, несмотря на болезненность испытания, люди все же оправляются от горя;
• соблюдайте уместную дистанцию, не позволяйте себе запутаться в чужих проблемах настолько, чтобы стало невозможным сохранять позицию помогающего.
Еще одна цель консультации и терапии – это позволить пережившему утрату выразить целый ряд чувств, мыслей и действий. При этом:
• будьте реалистичны: желание устранить боль немедленно – неуместно;
• побуждайте к разговору об умершем и выражению чувств.
Личность ребенка в семье разведенных родителей
Не все семьи, способны выдержать испытание «на прочность». Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы распадаются. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который приносил бы удовлетворение обоим партнерам. Часто выход в такой ситуации один – развод.
Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5-7-летние дети и, прежде всего, мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2-х до 5 лет. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, 6,5% испытывают конфликты с друзьями. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. И, как отмечает А. Г. Харчев, в семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Существуют ограниченные научные данные, которые подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. В частности, среди женщин, в раннем детстве которых родители разошлись, особенно выражена тенденция обзаводиться внебрачными детьми. Кроме того, лица, выросшие в семьях, разбитых в результате развода родителей, более подвержены нестабильности в собственном браке.
Ребенок в осиротевший семье
Смерть человека – всегда тяжелый удар для всех его близких. Неважно, умер ли он в результате длительной неизлечимой болезни или погиб внезапно. Взрослые в такой ситуации обычно наряду с переживанием горя испытывают растерянность и замешательство, потому что перед ними встает проблема пережить трагедию не только самому, но и помочь в этой ситуации ребенку пережить потерю близкого человека. Это всегда нелегко. Однако с точки зрения формирования личности ребенка в такой семье, которая образовалась, по меткому выражению А. С. Макаренко, вследствие «удара механического типа», не должно возникнуть таких психологических проблем, как в семье разведенных родителей. Следует иметь в виду то, что осиротевшие дети по-разному реагируют на смерть родителя в зависимости от возраста, пола, семейной атмосферы и особенностей поведения родителей в трагической ситуации. Главное, что при этом общее горе сплачивает семью, а эмоциональные связи с другими родственниками не только не ослабевают, а, наоборот, помогают формированию бережного отношения друг к другу. Тем не менее, ученые высказывают предположение о том, что потеря родителей в раннем возрасте ведет к неспецифическим травмам, следы от которых зависят от целого комплекса факторов: пола; биогенетической уязвимости; наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя; от типа потери (материнская или отцовская); доступности компенсаторных поддержек и социального статуса развития*. Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями чувство невосполнимой утраты может актуализироваться.
Хотя связь смерти одного из родителей с появлением психического нарушения у ребенка (чаще всего глубоких страхов и депрессивных состояний) не так выражена, как в тех случаях, когда ребенок теряет родителя при распаде семьи, тем не менее, существует небольшое увеличение риска возникновения психического нарушения. «Этот риск является максимальным, когда родитель умирает на протяжении третьего или четвертого года жизни ребенка, и существуют некоторые указания на то, что риск оказывается повышенным, если пол умершего родителя совпадает с полом ребенка. Это может быть связано с тем обстоятельством, что родитель того же пола играет особую роль в процессе идентификации ребенка или потому, что его присутствие необходимо для формирования соответствующего его полу поведения в позднем детстве и подростковом возрасте».*