1. Подготовьте краткие конспекты.
Научно-теоретические основы воспитания.
Воспитание как педагогическое взаимодействие.
Воспитательный процесс в учреждении образования.
Формы воспитательной работы.
Методы и средства воспитания.
Воспитывающая среда, особенности ее формирования.
Методическая работа воспитателя.
Воспитательное занятие как форма воспитательной работы.
Этическая беседа, информационный час, диспут как форма воспитательной работы.
Внеклассное чтение, самоподготовка в системе воспитательной работы.
Методика организации и управления самообслуживанием, бытовой и общественно полезной деятельностью детей.
Методика организации досуговой деятельности школьников.
2. Подготовьте сценарии воспитательных мероприятий с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
3. Разработайте памятку «Особенности формирования воспитывающей среды во вспомогательной школе».
1. Подготовьте краткие конспекты.
Научно-теоретические основы воспитания.
Внутренние — это противоречия, порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. («Я летом собираюсь поехать с альплагерь, но смогу ли?», «Я много раз давала себе слово не лгать маме, но никак не могу сдержать его», «Я никак не могу научиться стойко сказать «нет», если все говорят «да»: мне трудно противостоять общественному мнению»).
Внешние -- противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Например, внешними требованиями, изменением обстоятельств, противостоянием социального окружения и природной среды, извечного противоречия «отцов» и «детей». В подростковом возрасте человек начинает осознанно им противостоять.
Общие (универсальные) — противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения. Блестяще описал противоречия отрочества.
Воспитание как педагогическое взаимодействие.
Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие: 1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя; 2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.
При педагогическом взаимодействии многоаспектное деятельностное общение педагога и воспитанника носит характер своеобразных договорных отношений. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая подлинные интересы личности, соотнося их с требованиями, незапланированно возникающими в процессе обучения и воспитания.
Воспитательный процесс в учреждении образования.
Дети с нарушением интеллекта раннего возраста, воспитывающиеся в семье, получают коррекционную помощь в центрах психического здоровья (специализированных яслях) для детей с органическим поражением центральной нервной системы, в центрах
раннего вмешательства, в центрах реабилитации.
Для дошкольников с нарушением интеллекта открыты дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида с круглосуточным пребыванием детей, коррекционные детские дома, специализированные психоневрологические санатории, компенсирующие группы детских садов комбинированного вида, дошкольные группы в коррекционных школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа.
Новой формой помощи дошкольникам с нарушением интеллекта являются группы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.
В ДОУ компенсирующего вида созданы все условия для развития детей с нарушением интеллектуального развития и коррекции их недостатков. Малая наполняемость групп (10—12 человек), деление группы на подгруппы Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями, логопедом, музыкальным работником, невропатолог оказывает детям психологическую помощь, а медицинская сестра и методист по ЛФК (лечебной физкультуре) ответственны за лечебно-профилактические мероприятия.
Формы воспитательной работы.
Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
Три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Методы и средства воспитания.
Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решать те или иные педагогические задачи, являясь способами взаимодействия с обучающимися. Среди них можно назвать следующие:
методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, диспуты, доклады, конференции);
методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность);
методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование);
исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тесты, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ).
Обычно методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных учебных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними педагогическими условиями. Сочетание различных методов позволяет быстрее достигнуть предусмотренный результат в учебной ситуации.
Воспитывающая среда, особенности ее формирования.
Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Именно воспитывающей, т.е. целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности.
Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Именно воспитывающей, то есть целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. С точки зрения философе ко-педагогической понятие «среда» многолико.
Широкая социальная среда как фактор экономического, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: семьи, школы, внешкольных учреждений, неформальных объединений (политических, культур но-досуговых, социальных инициатив, альтернативного образа жизни).
Свою лепту в формирование личности растущего человека вносят и такие факторы воздействия общества, как печать, радио, телевидение, видео, клубы, библиотеки, театры, музеи, досуговые центры, различные виды и формы рекламы, внешнее оформление улиц и городов.
Методическая работа воспитателя.
Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.
Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса. В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя.
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Воспитательное занятие как форма воспитательной работы.
Воспитательное занятие — это относительно завершенная совместная деятельность воспитуемых в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.
Любое воспитательное занятие, как и любой другой продукт человеческой деятельности, имеет форму и содержание.
Умение видеть в каждом занятии его форму и содержание — это определенный показатель методической грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному, сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет.
Этическая беседа, информационный час, диспут как форма воспитательной работы.
Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой либо нравственной проблемы.
Беседы, используемые в воспитательной практике, часто называют этическими. Основным назначением таких бесед считается привлечение учащихся к оценке поступков, событий, явлений общественной жизни и на данной основе выработать у них соответствующее отношение к окружающей действительности, а также к своим нравственным, гражданским и политическим обязанностям. Если в личном опыте воспитанника, его действиях, поступках, делах находят опору проблемы, обсуждаемые в ходе беседы, то убеждающий смысл этих проблем будет существенно выше. Беседа состоит из нескольких этапов. На первом этапе педагог обосновывает тему. На втором, основном этапе беседы дается материал для обсуждения. Затем педагог начинает ставить вопросы так, чтобы воспитанники свободно высказывали свои мнения, приходили к самостоятельным обобщениям и выводам. На последнем, заключительном этапе педагог обобщает все высказывания, на их основе формулирует наиболее разумное, по его мнению, решение обсуждаемой проблемы.
Внеклассное чтение, самоподготовка в системе воспитательной работы.
Внеклассное чтение - самостоятельное, педагогически организованное чтение учащимися художественной, научно-популярной и другой литературы. В том числе расширяет и углубляет школьную программу, а также удовлетворяет самые разнообразные запросы и интересы учащихся. Удовлетворение индивидуальных читательских интересов, вкусов, наклонностей, самостоятельность учащихся в выборе книг делают одним из важных средств формирования личности, умственного, нравственного, эстетического развития. Поэтому особенно важно правильно организовать школьников и постоянно руководить им.
Немалую роль в выработке у учащихся навыков самостоятельной работы может сыграть воспитатель. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатель приучает детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени отведенного для их выполнения, к их четкому и аккуратному выполнению, к умению работать сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время, к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке свое рабочее место.
Методика организации и управления самообслуживанием, бытовой и общественно полезной деятельностью детей.
Самообслуживание – важный вид детского труда, так как именно с него начинается трудовое становление личности. Самообслуживание – это деятельность человека по удовлетворению личных потребностей; умение сделать для себя что-то без помощи окружающих. По содержанию школьное самообслуживание включает: выполнение требований личной гигиены; индивидуальное самообслуживание, связанное с выполнением повседневных обязанностей; индивидуальное самообслуживание, связанное с выполнением более сложных обязанностей (чистка одежды, глажение и т.п.).
Бытовой труд трудно отделить от труда по самообслуживанию. Однако можно отметить, что бытовой труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий обычно большего напряжения сил, чем труд по самообслуживанию. Основные признаки выделения бытового труда: выполнение работы не для себя или не только для себя; результаты могут использоваться не сразу, не немедленно после его выполнения. В процессе хозяйственно-бытовой деятельности дети занимаются приготовлением простейших блюд, ухаживают за растениями, животными (рыбки и птицы есть практически в каждой школе), знакомятся с устройством отдельных бытовых предметов, со способами работы с ними. Самообслуживание и бытовой труд играют важную роль в формировании самостоятельности и независимого образа жизни детей с особенностями психофизического развития. Данные виды трудовой деятельности способствуют формированию знаний правил личной гигиены, основ домоводства, умений и навыков индивидуального самообслуживания, умений выполнять простейшие действия по домоводству, поддерживать порядок; развитию эстетического вкуса, воли, сообразительности и др.
Методика организации досуговой деятельности школьников.
1. Первый метод, который выделяет учёный это метод игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как мультфильм, сказка, очень часто повторяется в жизни ребенка, является его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявляются антипатии и симпатии школьников, например если в игре они выбирают, кого то из своих одноклассников, показывают свои предпочтения («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра помогает выявлять знания и интеллектуальные способности учащегося (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Самый умный», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры определяют уровень развития организаторских способностей учащихся, также определяют их физические способности: силу, быстроту реакции, ловкость, гибкость, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т.п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.
2. Подготовьте сценарии воспитательных мероприятий с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Тема: «Чудеса из лукошка»
Цель: Знакомство с миром грибов, получение знаний о съедобных и ядовитых грибах.
Задачи: формирование знаний о съедобных и не съедобных грибах; развитие познавательного интереса; воспитание экологической культуры.
Форма проведения: Экологическая азбука
Оборудование: Корзинка со свежими грибами, презентация с фотографиями грибов.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня я ходила в лес. И что – то вам принесла. Как вы думаете, что я вам принесла? (Ответы детей)
А давайте проверим. Для этого вам нужно отгадать загадку
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
Молодцы. О чем мы будем сегодня говорить? (О грибах).
А вот еще одна загадка:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
Ребята, а что такое лукошко? (Ответы детей)
Правильно. Лукошко – это корзинка для ягод и грибов.
А теперь посмотрите, какое лукошко с грибами я вам принесла (Достать корзинку с грибами).
Нравится? И так, о чем мы с вами будем говорить, как назовем наше занятия? (Ответы детей).
Давайте назовем его «Чудеса из лукошка».
3. Разработайте памятку «Особенности формирования воспитывающей среды во вспомогательной школе».
Для организации воспитательной среды важно учитывать:
1.знание особенностей социализации и адаптации ребенка в системе общественных отношений;
2.представление о воспитательном потенциале факторов мега- , макро-, мезо- , микросреды;
3.знание особенностей влияния семьи на развитие личности ребенка;
4.знание воспитательных возможностей детского коллектива, молодежной субкультуры, общественных организаций, клубов.
1. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.- 110 с.
2. Мастюкова У.М. Воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
3. Гогин М.Г. Воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1973. - №6.
4. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
5. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
6. Методика воспитательной работы / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 144 с.
7. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко . —— М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
8. Кон И.С. Социализация и воспитание молодёжи. // Новое педагогическое мышление. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика,1989. 231 с.
9. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование» – Азов, 2014. – 143 с.
10. Каргаполов В.Е. Воспитательные занятия: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 1. – 98 с.
11. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М.: Просвещение, 1989.
12. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
13. Классному руководителю о информационном часе. /Под ред. Е.Н. Степановой, М. А. Александровой - М.: Сфера, 2005.
14. Касаткина Н.А.«Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня». 1 часть г. Волгоград: Учитель,2005г.
15. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964.
16. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. пед. уч-щ / В.М. Коротов [и др.]. – М. : Просвещение, 1990. – 175 с.
17. Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Багрова [и др.] ; под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
18. Аванесова Г.А. «Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации.» – М.: Аспект Пресс, 2006.- 236 с.