Вопрос № 7. Язык представляет собой сложную знаковую систему, однородные единицы которой объединяются и образуют уровни. Дополните таблицу.
Вопрос № 9. Язык – явление сложное, многомерное, многофункциональное. Поэтому многообразны предметы и явления, с которыми сравнивался язык. Прочитайте афоризмы. Подумайте: на что ещё похож язык? Запишите не менее трех собственных развернутых сравнений.
Вопрос № 10. Язык неоднороден. Он включает в себя лексику различного происхождения и сферы функционирования, стилистической окраски. Прочитайте отрывок из книги М.А. Кронгауза «Язык на грани нервного срыва»: «У многих из нас есть свое собственное эмоциональное отношение к словам, и у меня в том числе. Ну, не люблю я некоторые слова, и все тут. И не важно, лингвист я или не лингвист, рациональности это моему чувству не добавляет. Я перестаю слушать человека, если он вдруг произносит не слишком грамотное слово волнительный, но точно так же меня раздражает безупречное амбивалентный. Другое дело, что как лингвист я могу свое чувство проанализировать и попытаться установить его причины…» Запишите не менее пяти слов, вызывающих у Вас неприязнь, раздражение. Попробуйте установить причины своего отношения к данным словам. К какой группе лексики они принадлежат (нейтральная, неологизмы, жаргонные слова, диалектизмы и т.п.)?
Вопрос № 11. Рассмотрите схему. Запишите определения понятий, содержащихся в ней. Объясните, в чем заключается взаимосвязь между различными формами речи.
Вопрос № 12. Если язык принадлежит народу, то в речи проявляются индивидуальные черты каждого человека. Составьте схему, в которой будут отображены основные факторы, влияющие на становление и развитие речи (не менее 10 факторов).
1. Современный русский язык. Функции морфем [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studme.org/81172/dokumentovedenie/funktsii_morfem
2. Хлебинская Г.Ф. Русский язык: 5–11 классы: Справочные материалы: Правила. Таблицы. Схемы / Г. Ф. Хлебинская, — М.: Издательство Оникс, 2011. — 272 с.
3. Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников / Е. И. Литневская, — М.: Изд-во МГУ, 2006. — 240 с.
4. Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. П. Глухов, А. В. Ковшиков, — М.: АСТ, Астрель, 2007.
5. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов — Москва, 1976 г.
6. Дмитриева Н. Общая психология: конспект лекций / Н. Дмитриева, — М., 2007, 128 с.
7. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/rech-pismennaja.html