1. Проанализируйте программы по предмету «Трудовое обучение» для разных категорий детей в условиях вспомогательной школы и ЦКРОиР.
2. Подготовьте сценарии внеклассного мероприятия по труду с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
3. Разработайте памятку для учителей-дефектологов «Планирование уроков трудового обучения».
Список использованных источников.
1. Проанализируйте программы по предмету «Трудовое обучение» для разных категорий детей в условиях вспомогательной школы и ЦКРОиР.
Учебная программа определяет содержание трудового обучения учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Цель обучения по данной программе — формирование у учащихся трудового опыта и коррекция недостатков учебно-трудовой деятельности для максимально полного использования их возможностей в плане последующей трудовой реабилитации.
В соответствии с указанной целью в процессе трудового обучения этих детей решаются следующие задачи:
воспитание у учащихся положительного отношения и интереса к трудовым заданиям, потребности во включение в трудовую деятельность; • формирование положительных личностных качеств (дисциплинированности, организованности, ответственности и др.);
дальнейшее овладение учащимися действиями по подражанию, по образцу, по простейшей устной инструкции;
практическое знакомство учащихся с наиболее распространенными материалами для детского труда (названиями, свойствами, применением в поделках и в быту), доступными для работы инструментами и их безопасным использованием;
формирование умений элементарного анализа, планирования работы (работы по стандартному плану) и самоконтроля;
обучение приемам выполнения изучаемых практических работ (приемам 3 труда) во взаимосвязи с коррекцией развития тонкой моторики (моторики рук) и зрительно-моторной координации;
формирование трудовой выносливости. Категория детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями весьма неоднородна, однако в подавляющем большинстве случаев учащиеся центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации имеют выраженную интеллектуальную недостаточность (умеренную и тяжелую умственную отсталость), сочетающуюся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, аутистическими нарушениями.
Поэтому реализация содержания данной программы весьма специфична, должна осуществляться на диагностической основе и требует максимальной индивидуализации обучения.
2. Подготовьте сценарии внеклассного мероприятия по труду с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Внеклассное мероприятие по трудовому обучению
Цели и задачи:
Образовательная:
закрепить полученные в течении учебного года знания по трудовому обучению,
повысить интерес к урокам труда;
Развивающая:
развить смекалку, находчивость, мышление;
Воспитательная:
воспитать внимание, память, эстетический вкус;
Коррекционная:
расширить кругозор детей;
развить навыки коммуникативного общения,
самообслуживания.
Подготовительные мероприятия:
Мероприятие проводится в актовом зале, необходмо расставить столы с табличками:
«улица Столяров»
«улица Строительная»
«улица Кондитерская»
«Проспект швей»
У каждого стола по два стула и необходимый инструмент для работы.
3. Разработайте памятку для учителей-дефектологов «Планирование уроков трудового обучения».
При обучении труду детей, имеющих нарушения интеллекта, в интегрированном классе учитель нуждается в адресном (прежде всего рассчитанном на учеников) дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Педагоги и учителя-дефектологи составляют учебно-методические и дидактические комплекты.
Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития во время занятий по труду:
1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Рекомендуемые приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»).
1. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
3. Глущенко А.Г. трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе: Кн.для учителя нач.классов.-М.: Просвящение, 1985.
4. Певзднер М. С. Дети олигофрены. – М.: АПН РСФСР, 1959[(Г.К.Селевко, В.П.Лебедева, М.И.Махмутова, И.Я.Лернера
5. Подъячева И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М., 2001.
6. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 1991. - № 2.
7. Специальная педегогика / /Под ред. Н.М.Назаровой.–М.,2000 –С.132.
8. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно - педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. - 1997. - № 4.