Контрольная работа №1
1. Детский рисунок как художественный выразительный образ
2. Средства выразительности детского рисунка
3. Современные диагностики детских рисунков
4. Анализ детского рисунка
5. Сделать и объяснить предположение о возрасте, половой принадлежности ребенка, возможных интересах, характере воображения, деятельности. Обосновать направленность индивидуальной работы с автором данного рисунка.
6. Информация для родителей: «Что может рассказать детский рисунок об авторе?»
Список использованной литературы
Контрольная работа №2
1. Ознакомление с воздействием на человека окружающей природной среды
2. Сравнение концепций развивающей предметной среды.
3. Изучение роли экологической среды в экологическом образовании дошкольников.
4. Определить сходство и отличие известных вам концепций развивающей предметной среды.
5. Составить карту-конспект элементов эколого – развивающей среды, рекомендуемых разными авторами.
Список использованной литературы
Контрольная работа №1
1. Детский рисунок как художественный выразительный образ
Выразительность детского рисунка- это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительными присутствует в любом виде искусства. Выразительность — качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность — качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Другое свойство линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположении. отдельных элементов рисунка. Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация —склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов.
2. Средства выразительности детского рисунка
1) Цвет. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребёнок применяет цвет для передачи отношения к образцу: яркими, чистыми, красивыми цветами дети изображают любимых героев, приятные события, а темными нелюбимых, злых персонажей. Н.П.Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать, цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражательный».
2 )Линия - наиболее распространенное изобразительно-выразительное средство, легко наносимое любым материалом.
Линии различают:
1. По назначению: Вспомогательные, пространственные, плоскостные
2. По характеру:
· Прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначающими направление линии;
· Кривые изображаются посредством трех опорных точек.
3. Современные диагностики детских рисунков
Выбор цвета не случаен, но знайте, что первые 2-4 рисунка - так сказать, разминка. Это "накипь" недавние впечатления, которые могут быть очень разными. По 1-2 рисункам сказать можно очень мало. Если отказывается рисовать больше - проблема серьезнее, чем кажется или он её еще не додумал. Имеет смысл предложить другие игры или пока отступиться. Но вернемся к цвету.Выбор теплого спектра - позитивная жизненная позиция, уверенность в себе и мире, желание заявить о себе. Красный - лидерство, подвижность, стремление к победе. Очень много красного: агрессия, как правило, объект, на который она направлена, и рисуется красным или бордовым, багровым. Часто свидетельствует о перевозбуждении, импульсивности, максимализме. Очень много желтого - неуверенность в себе в сочетании с жаждой внимания, признания. Стремление к желтой одежде или изображение себя в желтом - попытка занять место Солнца, желание показать себя, раскрыться. Вывод: не хватает внимания значимых людей, референтной группы. Оранжевый - как ни странно, всегда положительный цвет, цвет умелого сочетания здоровой агрессивности и доброжелательности. Сила, радость, желание жить и самоутверждаться. Розовый. Этот цвет очень социально нагружен - лялечки-девочи все в розовом, розовое детство, куклы Барби и розовая мебель и т. д. Как правило, розовым и рисуют чаще девочки, но часто этот цвет в детском рисунке указывает именно на социальную подоплеку, важно кто или что нарисованы эти цветом.
4. Анализ детского рисунка
1. Содержание рисунка: соответвует теме "Семья, портретное изображения в полный рост"
2. Передача эмоционально-эстетического отношения ребенка к создаваемому образу: на рисунке изображены отец мать и ребёнок.
Все нарисованы в один рост-ребёнок видит себя значимым в семье. Считает себя достаточно взрослым. Все держаться за руки-в семье добрые отношения (благополучие).
Ребёнок стоит посередине между отцом и матерью - он любит обоих родителей.
3. Средства выразительности: рисунок крупный. Семья размещена крупным планом. Все члены семьи соответствуют пропорциям.
Над всей семьей нарисована радуга и солнце, что символизирует ласку, добрату и любовь, приятные ассоциации, теплые и нежные воспоминания.
5. Сделать и объяснить предположение о возрасте, половой принадлежности ребенка, возможных интересах, характере воображения, деятельности. Обосновать направленность индивидуальной работы с автором данного рисунка
Работа выполнена девочкой старшей группы, из полной семьи. В семье уделяется значимая забота всем членам семьи. В рисунке выделены характерные особенности папы как человека, который ходит за покупками, мамы как домохозяйки, старшая сестра помогает по хозяйству. У девочки хорошо развито воображение.
6. Информация для родителей: «Что может рассказать детский рисунок об авторе?»
О чем может рассказать детский рисунок? Девочка рисует цветными карандашами. Одним из самых любимых занятий любого малыша, несомненно, является рисование. Дети с удовольствием рисуют все, что их окружает – дома, машины, людей, животных, деревья, небо, солнце. Тем более что для рисования не требуется особых условий – были бы карандаши и бумага. Однако, детские рисунки – это не только веселое занятие. В каждом рисунке отображается внутренние переживания малыша. Психологи успешно используют такой вид детского творчества для определения психологических особенностей ребенка. Давайте узнаем, о чем может поведать детский рисунок? Для того чтобы узнать, как складываются отношения в семье, как ощущает в ней себя малыш, достаточно попросить его нарисовать свою семью. К этому времени малыш уже должен уметь более-менее сносно изображать людей и различные предметы. Должно быть понятно, где у нарисованных людей голова, где руки и ноги. Рисунок не должен быть слишком абстрактным. Поэтому такой тест лучше всего проводить с детьми не младше пяти лет.
Контрольная работа №2
1. Ознакомление с воздействием на человека окружающей природной среды
Деятельность и отдых человека проходит в непрерывном взаимодействии с окружающей его средой в системе «человек - среда обитания». Он выбирает свое место жительства, вид деятельности, условия отдыха и тем самым определяет конкретную среду обитания. Можно сказать, что выделяют три среды обитания: производственную бытовую и природную.
Для сельского жителя средой обитания является зона производственной деятельности с орудиями труда, жилище и природная среда. Для городского свойственно последовательность пребывания в бытовой (50-60%), городской (10-15%) и производственной (25-30%) среде. Для каждой среды обитания характерен определенный комплекс химических, физических и биологических факторов воздействия на человека (температура и влажность воздуха, освещенность, состав атмосферного воздуха, уровня электромагнитного и радиационного воздействия, уровня шума и вибраций). Вместе или по отдельности они оказывают благоприятное или негативное воздействие на работоспособность и здоровье человека. Отрицательно влияют - шум и загазованность, высокий уровень электромагнитного воздействия антенн, ретрансляторов и линий электропередач, различные бактерии и вирусы, загрязненная вода, наличие в воздухе ядохимикатов, запахи, аллергены и многое другое.
2. Сравнение концепций развивающей предметной среды (на основе концепции С.Л.Новоселовой и В.А.Петровского)
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Предметно-пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Создание предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды.
Основные принципы построения развивающей среды. Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
3. Изучение роли экологической среды в экологическом образовании дошкольников
В 90-е годы в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДУ. Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
1. Венгер, Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Л. М. Венгер, В. С. Мухина — М.: Просвещение 1988. – 124с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский — М.: Просвещение 1991. – 89с.
3. Гоманов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 133с.
4. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева — М., 1999 – 344с.
5. Денейка, Л. Учитесь рисовать /Л. Денейка — М., 1961. – 140с.
6. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество /Т. С. Комарова — М., 1990. – 130с.
7. Лабунская, Л. Изобразительное творчество детей /Л. Лабунская — М.: 1965. – 110с.
8. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина – М.; Педагогика, 1981. – 240с.
9. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.
10. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина — М., 1956. – 208с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с. – (Стандарт третьего поколения).
12. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
13. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н.В. Коомина. - Москва: «Творческий центр», 2003. – 368 с.
14. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Манневцева. - Санкт-Петербург: Акцидент, 2004. – 90 с.
15. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2002. – 336 с.
16. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С. Новоселова, Л. Н. Павлова. 2-е изд. — М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.
17. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: Творческая педагогика : Новая школа, 1993. – 102 с.
18. Рыжова Н. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ. // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 9 – 96 с.
19. Шикорьяк, И.В. Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / И. В. Шикорьяк, Ю. А. Горина // Молодой ученый. — 2014. — №21. — 716 с.