1. Алалия и детская афазия: их характеристика, сходство и различие, причины возникновения.
2. Моторная и сенсорная формы алалии.
3. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми при недостатках слово и фразообразования.
4. Подбор речевых упражнений для развития семантической. Слоговой и звуковой стороны речи.
Список использованной литературы
1. Алалия и детская афазия: их характеристика, сходство и различие, причины возникновения
Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.
Алалия - это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи) [1].
Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.
Афазия - это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Сходство их в том, что оба нарушения являются результатом органического поражения мозга. Алалия наступает в детском возрасте, тогда как афазия наступает у людей пожилого возраста либо вследствие травм.
2. Моторная и сенсорная формы алалии
В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.
У афазии также есть две эти формы, но также выделяют амнестическую и тотальную.
Методы коррекционной работы этих нарушений разные.
Коррекция моторной алалии состоит в:
- Активизации речевого подражания;
- Формировании слогового восприятия и воспроизведения речи;
- Понимании основных грамматических форм слов;
- Формировании практического навыка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов;
- Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний;
- Отработка наиболее простых словообразовательных моделей;
- Конструирование простого предложения;
- Дальнейшая работа по развитию словаря и грамматического строя речи и т.д.
Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки.
Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений [3].
3. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми при недостатках слово и фразообразования
Среди разнообразных нарушений в дошкольном возрасте наибольшую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.
В системе языка слоговая структура занимает особое место. С одной стороны это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики (Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и др.). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (Р.Е. Левина, А.К. Маркова и др.). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне [7].
По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры на грамматический строй речи.
Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая воспроизведение слоговой структуры слов, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом и слоговым составом слова, правильно строить предложения и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образованием [2].
4. Подбор речевых упражнений для развития семантической. Слоговой и звуковой стороны речи
Игры с родственными словами:
- “Семья слов”. Вместе с детьми “выращивала” дерево родственных слов от данного “дедушки-корня” ( Ветер – ветры - ветра – ветерок – ветрище – ветреный - ветровка – ветряной– обветрить – заветрить – обветренный)
- “Чужое слово”. В ряд родственных слов включала одно слово, созвучное остальным, но отличное по семантике (рис, рисунок, рисовать, зарисовка).
Варианты этого задания – “поймай чужака”, “слово-шпион”, “слова маскируются” требовали от детей выделить существенный смысловой признак, определить не родственное слово и обосновать свой выбор.
Игры с антонимами.
Назвать пару слов – неприятелей (соперников, “слов-наоборот”).
Среди трех слов детям необходимо узнать пару антонимов, повторить их и доказать правильность ответа (высокий – большой – низкий).
“ Выбрать из 3-4-х слов одно противоположное по смыслу”.
Слова подбирала, связанные по ситуации, которые вне контекста не являлись антонимами, тем самым осложняла выбор. Обязательно просила дать аргументированный полный ответ, активизируя мышление, развивая навыки построения связного высказывания. Например, из ряда лесник – лес, охота, дровосек, дети выбрали слова-соперники лесник и дровосек. Потому что лесник сажает, охраняет деревья, а дровосек их срубает.
“Закончи предложение словом-неприятелем”.
Более сложный вариант выполнения задания, поскольку при ответе дети опирались только на свой активный словарь (У подберезовика ножка темная, а шляпка…). Затем нужно было повторить пару антонимов светлая – темная. Придумать свое предложение с этой парой.
Березовая кора светлая, а еловая… темная.
Игры с синонимами.
“Придумать предложение с каждым из слов-приятелей”.
Ветер – вихрь – ураган. (синонимический ряд дается педагогом, выясняются оттенки значений, затем повторяются все слова).
“Конкурс слов-сравнений”. Задание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Утренний густой туман похож на… сметану, снег, сугроб, вату…
1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. и др. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 265 с.
2. Голубева, Г.Г. Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Логопед в детском саду.- 2007.- 3 – 18 с.
3. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предисловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. - М., 2002. – 384 с.
4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 28 с.
5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
6. Филичева, Т.Б. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2001. – 89 с.
7. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): X 91 Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 560 с.
8. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие / А.Г. Швецов. - Великий Новгород, 2006. - 68 с.