1. Игрушка, её ценность
2. История возникновения и создания игрушек
3. Классификация игрушек
4. Народная игрушка
5. Методика внесения новой игрушки
6. Используемая литература
1. Игрушка, её ценность.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.
Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.
Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.
Разнообразные игрушки помогают ребенку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами разнообразных предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей. Через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество.
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка.
2. История возникновения и создания игрушек.
История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Для того чтобы как-то занять детей в первобытных племенах – их мамы давали им разные камушки, сучки деревьев необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.
Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.
В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки.
Кроме того, Древние Греция и Рим оставили довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны.
Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей.
3. Классификация игрушек.
В педагогической классификации — следующие группы:
• игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятие (погремушки, кольца, пирамидки);
• игрушки, знакомящие детей с окружающим миром, с природой (мебель, посуда, куклы, фигурки животных). Это образно-сюжетные игрушки;
• игрушки, способствующие физическому развитию детей (каталки, скакалки, мячи);
• технические игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники (конструкторы, модели машин);
• игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей (кукольный театр, металлофоны);
• игрушки-забавы, вызывающие у ребенка восторг, удивление, смех (игрушки заводные);
• настольные игры, развивающие у детей усидчивость, смекалку, дисциплинированность (игры-головоломки, хоккей, футбол, лото).
• елочные игрушки (флажки, шары, маски).
По используемым материалам игрушки делят на деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, стеклянные (елочные).
4. Народная игрушка.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Дымковские игрушки.
Дымковские изделия удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.
Филимоновские игрушки:
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками.
5. Методика внесения новой игрушки.
Подбор игрушек, место для них, время игры, длительность — все это должно грамотно продумываться и регулироваться.
Способ 1. Музыкальное оформление.
К каждой новой игрушке рекомендуется подобрать песенки или звуки, которые связаны с названием игрушки. Игра чем-то напоминает «Угадай мелодию», только простая версия. Например, вносим игрушку барабан. При этом звучит Песенка про барабан.
Способ 2. Театральная постановка.
Игрушке дается актерская роль, как в театре и она участвует в театральной постановке.
Способ 3. Загадки, прибаутки, стихи.
О предмете – игрушке можно загадать загадку, а также рассказать стихотворение.
«Бьешь его, а он не плачет.
Брось его, и он поскачет».
(Мяч).
1. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3.-56 с.
2. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. - М.: Просвещение, 1979. – 231 с.
3. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
4. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Игрушки для развития детей раннего возраста. – Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста. – М.: Детям XXI века, 2005, - 62 с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.
6. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. - М.: Просвещение, 1987. – 63 с.
7. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
8. Козлов С.А. Дошкольная педагогика /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
9. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Просвещение, 1969. – 167 с.
10. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. – 96 с.
11. Смирнова Е. Игрушки: как оценивать их качество//«Дошкольное воспитание». – М., 2005. №4.- 56 с.