1. ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАЗ-ДЕЛА «МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» ПРО-ГРАММЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ
3. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РИТМИКЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ.
1. ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность [1]. Музыкально - ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др.[3] Таким образом, цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений. Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей. На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки. Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)
2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАЗ-ДЕЛА «МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» ПРО-ГРАММЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Представление о движениях под музыку.
Умения:
выполнять основные движения в упражнениях, плясовые движения (хлопки (в ладоши, по коленям), притопы (одной, двумя ногами), движения с атрибутами (индивидуально, в парах), сюжетно-образные действия в играх по показу взрослого в соответствии с характером музыки, текстом песни;
двигаться в соответствии с характером музыки (ходьба, бег, прыжки на двух ногах), с предметами и образными игрушками (платочками, листьями, султанчиками и т.д.; куклой, мишкой); менять движения в соответствии с частями музыкального произведения (двухчастная форма);
проявлять сопереживание музыкально-игровому образу;
передавать характерные особенности музыкально-игрового образа элементарными музыкально-ритмическими движениями (Т.Ломова. "Кошка"; бел. нар. мел. "Верабейчык", "Зайчык"; В.Герчик. "Лошадка" и др.) [2].
3. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РИТМИКЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ.
Методика обучения музыкально - ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения си-стемы Жака-Далькроза. В разработке подходов, рассчитанных на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С .Бабаджан, Н.А. Метлов, позднее – А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина. На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная российским автором А.И. Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», которая с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания Беларуси. В учебной программе дошкольного образования (2012) раздел «Музыкально-ритмические движения» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года) [1].
Виды движений
Традиционно выделяются следующие виды музыкально-ритмических движений:
Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения):
а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);
б) общеразвивающие (с предметами и без них);
в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.);
г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок;
д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специ-ально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщи-ки»).
1. Зимина А. И. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебн. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.
2. Учебная программа дошкольного образованна. Минск, 2012.
3. Радынова О. П., Катинсне А. П., Палавандишвнлн М. Л. Музы-кальное воспитание дошкольников. М., 2000.
4. Рядынова О. П.. Груздова И, В., Комиссарова Л. Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: Учеб. пособие для суд. Высш. и сред. пел. учеб. заведений. - М., 1999.