ВВЕДЕНИЕ
1. Развитие восприятия внимания и в младшем дошкольном возрасте
2. Память в 3-4 года
3. Основные направления развития воображения
4. Особенности мышления у младших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это период активного формирования высших психических процессов ребёнка. Качественные изменения наблюдаются в развитии мышления, речи, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Проблема гармоничного развития познавательных способностей дошкольников остается актуальной и востребованной и сегодня. Важной ступенькой является развитие у ребёнка восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, а также пробуждение интереса к окружающему миру, формирование умения делать открытия и удивляться новому.
1. Развитие восприятия внимания и в младшем дошкольном возрасте
Восприятие – это психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств [6, с. 47].
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета (цвет, форма, величина и т.п.) не отделяются у ребенка от предмета. Он воспринимает их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только самые яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: солнце жёлтое, клубника красная и сладкая. Действуя с предметами, ребенок начинает отличать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета. Именно это развивает способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете [1, с. 23].
По мере своего развития младший дошкольник более точно начинает определять цвет и форму окружающих предметов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он пытается научиться воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический образ. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в порядке событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, младший дошкольник незаметно для самого себя постигать сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые появились в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок. В исследованиях по детской психологии и дошкольной педагогике неоднократно наблюдались особенности выполнения особого практического задания на разных этапах младшего дошкольного детства.
С точки зрения развития восприятия в младшем дошкольном возрасте можно выделить два вида предметных действий: соотносящие действия; орудийными действия.
Под «соотносящими» понимаются действия, в которых ребенок придает определенное взаимное положение двум или нескольким предметам или их частям, возможность и пути достижения взаимного положения определяются внешними признаками указанных предметов и взаимным соответствием этих качеств. Сюда относятся действия рода накладывания объектов друг на друга, закрывание и открывание коробочек, нанизывание колец на пику, действия с конструкторами и т.п.
2. Память в 3-4 года
Память – когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Нейрофизиологическая суть памяти – образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга [6, с. 42].
Трехлетний малыш узнает сад, дорогу, дом, где провел лето год назад. К концу раннего возраста резко увеличивается объем и прочность детской памяти. Главной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непреднамеренный характер, т. е. все запоминается как бы «само собой». В основном дети раннего возраста запоминают то, что в той или иной мере включено в их игру или какую-нибудь практическую деятельность, что им непосредственно нужно или интересно и что воздействовало на них эмоционально, произвело глубокое впечатление. Жизненный опыт показывает, что малыши легко овладевают не только своим, но и чужим языком, если постоянно находятся в контакте с детьми и взрослыми, которые говорят на этом языке. Иногда малышам требуется всего несколько месяцев, чтобы начать объясняться на языке той страны, в которую они прибыли с родителями, причем Дети раннего возраста говорят практически без какого-либо акцента.
Память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью, запоминают они материал быстро и легко. Запечатление идет быстро, но часто беспорядочно. Ребенок может запомнить сложный материал, а может удерживать в памяти случайные события, несущественные (по мнению взрослых) детали, обрывки разговоров взрослых, отдельные фразы и выражения, смысл которых ему может быть и не совсем ясен. Ребенок не умеет владеть богатством своей памяти; часто материал, запавший в память, неожиданно всплывает, пластичность усиливает сохранение ненужного материала. Это происходит еще и потому, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными процессами, а являются лишь способом овладения языком. Повторение непонятных слов и словосочетаний является для ребенка своеобразной деятельностью со звуковым составом слов [7].
3. Основные направления развития воображения
Воображеение это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение [3, с. 29].
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал продавцом.
4. Особенности мышления у младших дошкольников
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок получает новые знания об окружающей действительности, учится осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение свои, т.е. производит простые умственные операции. Процесс воспитания и обучения играет важную роль в развитии мышления.
Младший дошкольник не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Ребёнок часто сразу приступают к действенному решению задачи, делая порой беспорядочные пробы. Не видя существующих в действительности связей (например, пространственных) и грубо нарушая их, трех-, четырехлетние дети составляют порой совершенно бессмысленные картины [].
В 3-4 года ребенок уже пытается анализировать то, что видит в окружающей реальности; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Некоторые дети уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению, они могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам, обобщать предметы по цвету, форме , величине.
На четвертом году жизни дошкольники уже чаще пользуются в разговоре родовыми понятиями (игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда), включают в каждое из них большее число конкретных наименований.
В процессе зрительных и ориентировочных действий, образовавшихся во время манипуляций с различными предметами, формируются зрительные образы. На этом этапе развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста для ребенка главными признаками вещей являются их форма и величина. В раннем детстве цвет не имеет основополагающего значения для узнавания вещей. Дети обращают внимание на контуры и общую форму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. Познавательное развитие детей дошкольного возраста является процессом не только очень увлекательным, но и непрерывным. Познание мира малышом начинается сразу после его рождения. Само строение головного мозга человека предполагает постоянное принятие каких-либо сведений, их обработку, в результате которой происходят сложные процессы накопления, игнорирования и удаления информации. Но для правильности формирования родители должны постоянно находиться рядом, чтобы направлять в нужном русле.
1. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошкольных учреждений /А.Н. Белоус. – Минск: Беларусь, 2002. – 140 с.
2. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеР, 1998. – 356 с.
3. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Деьяченко. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
4. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, доп./ Л.М. Житникова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
5. Запорожец, А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог. труды: В 2 т. – М.: Просвещение, 1986. – Т. 1. – С. 91– 99.
6. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с
7. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
8. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.