1. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Виды аппликации.
2. Задачи обучения во второй младшей группе. Программа по аппликации. Технические навыки и умения.
3. Методы и приемы обучения аппликации во второй младшей группе.
Список использованных источников
1. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Аппликация направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
2. Задачи обучения во второй младшей группе. Программа по аппликации. Технические навыки и умения.
Задачи и содержание обучения аппликации во второй младшей группе:
• знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов, — с кругом, квадратом, треугольником;
• знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
• знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
• развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
• освоение навыка наклеивания форм.
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы.
На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками. В этом отношении аппликация — более трудный по технике выполнения вид деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и условнее получаемый результат.
Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. В связи с этим решение поставленных программой задач проходит на занятиях с готовыми формами.
Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Даже это несложное задание требует знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета, умения располагать формы в горизонтальном ряду, навыка правильно намазывать клеем и приклеивать формы на нужном месте.
3. Методы и приемы обучения аппликации во второй младшей группе.
Аппликация. Мы построили скворечник дом веселого скворца. (по образцу)
Цель: Продолжать учить детей составлять и аккуратно наклеивать части аппликации, Продолжать учить дополнять готовую работу дополнительными деталями. Закреплять умение пользоваться салфеткой для примакивания.
Материал: Листы размером в половину альбомного листа. Квадрат, треугольник, круг, полоска (жердочка) из цв.бумаги Кисточки, розетки с клеем, тряпочки для примакивания, клеенки по количеству детей, силуэты птиц.
Ход занятия
Дети сидят полукругом, перед ними скворечник и игрушка скворец.
1 часть: Заинтересовать детей предстоящим занятием
Сюрпризный момент прилет скворца.
Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел на занятие. Это скворец. Послушайте какое я стихотворение вам прочитаю.
«А у нас в саду жилец – бойкий, маленький скворец.
Тихий сад повеселел, от того, что он запел!
С солнцем скворушка встает, ест жучков, росинки пьет
Сдвинув шапку набекрень, распевает целый день»
Скворушка попросил построить скворечник для него и его друзей.
Посмотрите какой скворечник я для скворца сделала. (Рассматривание образца с обследованием. Выделение основных частей, их цвета, формы. Расположение частей относительно друг друга)
Вопросы к детям:
1.Из какой геом. фигуры мы построим скворечник?
2.Какого цвета квадрат?
3.Из какой геом. фигуры построим крышу?
4.Какого цвета треугольник?
1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт развития. – 2012.
2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М., Просвещение, 1988.
3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
4. Гусакова, М.А. Аппликация. Москва: Просвещение, 1988.
5. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Гум. изд. центр Владос, 2006.
6. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б.Косминская, Н.Б. Халезова. – М: Просвещение, 1987.
7. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебн. пособие учащихся пед. у-щ / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1991.
8. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1992.