1. Психолого-педагогические условия организации изобразительной деятельности в учреждении дошкольного образования. Формы организации изобразительной деятельности
2. Типы занятий по характеру познавательной деятельности. Методика проведения разных типов занятий.
3. Виды занятий (по содержанию изображения, по способу изображения, по характеру выбора темы)
Задания:
1. Сделать аннотацию параграфа «Интеграция и взаимодействие видов изобразительной деятельности из книги Т.Г. Казаковой «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».
2. Разработать развёрнутый конспект интегрированного занятия по предложенной схеме.
3. Разработать опорный конспект по видам и типам занятий по изобразительной деятельности в детском саду.
Список использованной литературы
1. Психолого-педагогические условия организации изобразительной деятельности в учреждении дошкольного образования. Формы организации изобразительной деятельности.
Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы - главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Формы могут различаться по степени самостоятельности участников:
1) По показу. Проводится тогда, когда есть необходимость познакомить детей с новым сложным приёмом, способом работы, материалом. Дети пошагово копируют действия педагога. Чаще используется для младшего возраста.
2) С использованием частичного показа. Когда деятельность в целом знакома детям, вводится новый приём, который и показывается, остальное дети делают сами.
2. Типы занятий по характеру познавательной деятельности. Методика проведения разных типов занятий.
По характеру познавательной деятельности:
1) теоретические (искусствоведческие)
2) практические (изобразительные)
3) комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики)
4) комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка.
Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).
Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).
Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.
3. Виды занятий (по содержанию изображения, по способу изображения, по характеру выбора темы).
По содержанию изображения различных предметов:
1) предметное
Исследования психологов и методистов показали, что в восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделить один предмет среди других.
2) сюжетное
Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.
3) декоративное
Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
1. Сделать аннотацию параграфа «Интеграция и взаимодействие видов изобразительной деятельности из книги Т.Г. Казаковой «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».
Интеграция в системе воспитания и обучения как и в школе, так и в дошкольных учреждениях в настоящее время одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности.
Комплексный подход требует системных связей между отдельными компонентами этих процессов – между искусством и творчеством следует устанавливать определённые связи, хотя каждый вид художественной деятельности детей имеет свою специфику, свои средства образной выразительности.
На сегодняшний день актуален принцип интеграции, объединяющий все образовательные области.
Сочетание видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Если занятия построены по принципу интеграции, каждый блок из которых имеет определённую доминанту, то во-первых, дети имеют возможность знакомиться с окружающим миром, погружаясь в красоту природы; во-вторых используя разнообразный материал, учатся самостоятельно передавать художественный образ. Интеграция важна не сама по себе. Суть в том, что педагог должен привить детям в ходе занятий первоначальные основы художественной культуры; развить эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию каждого, но учитывать при этом как интересы, так и склонности.
2. Разработать развёрнутый конспект интегрированного занятия по предложенной схеме.
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цель: развивать изобразительные умения дошкольников.
Задачи:
1) Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
2) Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
3) Обогащать словарь детей образными словами и выражениями (снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная).
4) Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
5) Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Материалы, оборудование:
Снежинки, разрезные картинки, 2 мольберта, бумага для рисования, акварель, кисти для клея, кисточки «белка» №4, №6, свеча, манка, клей, стакан-непроливайка, клеенка, салфетка, фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент).
Предварительная работа: чтение стихов, сказок.
Форма организации работы: беседа, игра.
Литература:
1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003. – 304с [2].
Ход занятия
Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года».
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».
3. Разработать опорный конспект по видам и типам занятий по изобразительной деятельности в детском саду.
По содержанию изображения различных предметов:
1) предметное рисование.
Темы:
«Яркое солнце»
«Моё любимое дерево»
Дети с воспитателем разговаривают о поре года, и изменениях в природе. Например, напротив детей стоят различные модели деревьев, или рассматривают их на улице. Анализируются особенности рисования деревьев.
2) сюжетное
Темы:
«Колобок катится по дорожке»
«Лиса и заяц»
Перед дошкольниками находятся сказочные героем. Воспитатель рассказывает сказку, а дети следят за героями. Анализируют их поведений, внешний вид для того, чтобы нарисовать.
3) декоративное
Тема:
«Фартучек для дымковской барышни»
«Укрась юбку дымковской барышни»
Рассматривание иллюстраций дымковских изделий, знакомство с элементами росписи, рисование элементов росписи.
По способу изображения:
1) рисование
Темы:
«Аквариум»
«Грузовая машина»
2) аппликация
Темы:
«Божья коровка»
«Ромашки для мамы»
1. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. -1994-№ 9. -87.
2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003. – 304с.
3. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1990.
4. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб.пособие для вузов/ В.Б. Косминская, - М.: Просвещение, 1985.