I. Характеристика разных видов музыкальной деятельности, реализуемых в условиях учреждения дошкольного образования
II Система жанров белорусского музыкального фольклора
III. Методические аспекты развития детского танцевального творчества в условиях учреждения дошкольного образования
IV. Система музыкального воспитания К. Орфа
V. Особенности музыкального направления «романтизм» и их отражение в творчестве композиторов
Список использованных источников
I. Характеристика разных видов музыкальной деятельности, реализуемых в условиях учреждения дошкольного образования
1. Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание - восприятие. Слушание складывается из следующих действий:
-слушания произведений;
-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.
-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.
Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
II.Система жанров белорусского музыкального фольклора
1. Обрядовый фольклор – наиболее древний пласт музыкальной культуры, образцы этого фольклора были строго приуроченный к явлениям или событиям, изначально выполняли магическую функцию. Обрядовый фольклор использует большое количество типовых напевов, ритмов и текстов. Он подразделяется на календарно- обрядовый и семейно-обрядовый. Календарно - обрядовый фольклор соотносится с сезонами и земледельческим календарем: - зимний цикл (колядные, щедровальные песни и обряды); - весенний цикл (масленичные, «гуканне вясны», волочебные, троицкие, русальные и другие); - летний цикл (купальские, жнивные, среди который зажиночные, собственно жнивные и дожиночные песни); - осенний цикл (льняные, ярные и другие, часто связанные с видами сельскохозяйственных работ). Семейно - обрядовый фольклор, который приурочен к событиям в семье: - родильные песни и обряды; - крестильные песни и обряды; - свадебные песни и обряды; - похоронные голошения (наиболее импровизационный жанр).
III. Методические аспекты развития детского танцевального творчества в условиях учреждения дошкольного образования
Как известно основная цель учреждения дошкольного образования – это создание педагогической системы с помощью, которой можно решать комплекс задач по современному воспитанию ребёнка, где невозможно переоценить роль музыкального воспитания дошкольников. Как другие системы, система музыкального воспитания включает: работу с педагогами, детьми и работу с родителями. Для успешной деятельности педагогического коллектива необходима система, при которой целевые установки были бы доведены до каждого участника воспитательно-образовательного процесса. Знакомство с движением начинается с прослушивания мелодии, показа движения воспитателем или музыкальным руководителем. И когда оно разучено, дети создают свои танцы. Например, разучивая ритмичный танец, ребята замечают, что Алеся и Коля танцуют лучше всех. На это стоит педагогу обратить внимание и спросить: «А как лучше?» Дети стараются объяснить, при этом идет показ, движения повторяются, дети делают его еще более интересным, выразительным. Каждый ребенок хочет проявить и показать себя, но не каждому это удается сразу. В этом случае проводится индивидуальная работа с детьми как музыкальным руководителем, также она продолжается воспитателем в группе, чтобы научить детей выразительно, ритмично и красиво пусть не танцевать, но двигаться.
IV. Система музыкального воспитания К. Орфа
Карл Орф (1895 - 1982) – немецкий композитор и педагог из ФРГ. Член Баварской академии искусств (1950). Карл Орф (нем. Карл Генрих Мария Орф. 10 июля 1895, Мюнхен — 29 марта 1982, Мюнхен) — немецкий композитор, наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования. Орф родился в Мюнхене и происходил из баварской семьи, которая принимала большое участие в делах немецкой армии. Полковой оркестр его отца, по всей видимости, часто играл произведения молодого Орфа. Отец Карла Орфа, офицер, играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением. (Велика роль родителей в образовании ребенка!!!). Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра. В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 году продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 году во время Первой мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.
V. Особенности музыкального направления «романтизм» и их отражение в творчестве композиторов
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830–50-е годы) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Таким образом, если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.
В музыкальном романтизме, так же как в других видах искусства и литературе, противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, безысходности, скитальчества и т. п., с другой – идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы. Перекликаясь с душевным состоянием человека, природа в творчестве романтиков обычно окрашивается чувством дисгармонии.
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. 170 с.
2. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, 2012.
3. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004. 120 с.
4. Зимина А.Н. Большой хоровод. - М., 2003. 130 с.
5. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / Под ред. Радыновой О.П. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. 130 с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. 60с.
7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. 110 с.
8. Учебная программа дошкольного образования 2012 года- Минск: Национальный институт образования, 2012. – 415 с.
9. Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен // Учитель музыки. - 2008. - №1. - С. 3-7.