Задание 1. Составить план-конспект с указание ссылок на использованную литературу по следующим проблемным вопросам
Задание 2. Проанализировать и решить ситуацию (кейс). Ответить на вопросы, представленные в конце кейса
Задание 3. Написать терапевтическую сказку по схеме для ребенка дошкольника, который не хочет спать в детском саду
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Задание 1. Составить план-конспект с указание ссылок на использованную литературу по следующим проблемным вопросам:
Конфликт в детской группе как социально-психологический феномен.
Специфика детского конфликта.
Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, конфликты эмоционально-личностных отношений, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками [9, с.89].
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками – это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие [9, с. 91].
Задание 2. Проанализировать и решить ситуацию (кейс). Ответить на вопросы, представленные в конце кейса
Для решения кейса необходимо:
A. Проанализировать ситуацию.
B. Распознать возрастные закономерности.
В данном возрасте, не видя существующих в действительности связей (в частности, пространственных) и грубо нарушая их, дети составляют порой совершенно бессмысленные картины. Располагая фигурки на фоне поляны, дети младшего дошкольного возраста спокойно помещают фигурку лошади вверх ногами (по отношению к деревьям на фоне), а снизу, также головой вниз, располагают всадника. При этом ребенок удовлетворенно заключает, что у него получилась хорошая картиночка, «как дядя скачет на лошади».
Таким образом, конкретно данную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а получаемый результат осмысливают лишь после завершения действия.
В данном возрасте ребенок становится более самостоятельным, стремится обслуживать себя самостоятельно, однако еще не способен составить логический план для выполнения некоторой деятельности.
C. Теоретически обосновать обнаруженные закономерности.
Данные закономерности обусловлены недостаточной сформированностью логического мышления.
D. Предложить необходимые рекомендации для этой ситуации взрослым: родителям и/или педагогам.
Родителям и педагогам следует обучить ребенка искать логический выход из ситуации. К примеру, в данном случай ребенок должен стараться отыскать причину поломки, а затем чинить тележку.
Задание 3. Написать терапевтическую сказку по схеме (см. схема терапевтической сказки Приложение 1) для ребенка дошкольника, который не хочет спать в детском саду
Сон и Оленька
Жила-была девочка Оля. Она была хорошей и послушной девочкой, только одно отличало ее от других детей – в детском садике она не могла уснуть. Но Оля не знала про волшебницу снов, которая каждую ночь отправляет всем детям чудесные сны. В маленьком домике волшебницы снов очень много волшебных колокольчиков – столько, сколько в садике детей. Когда ребенок засыпает в своей кроватке, ее колокольчик звенит и отправляет ребенку сладкий сон. И тогда все спят спокойно и растут, ведь дети растут во сне, когда летают под облаками вместе с героями своих снов.
Так было из каждый раз во время дневного сна. Дети сладко спали, набираясь сил. Но вот однажды Оленька не смогла уснуть. Все вокруг уставали, но никак не могли уложить спать Оленьку. Но бедный волшебник все время прислушивалась к колокольчику, но так и не дождалась ее звоночка.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2000.
2. Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн.: Народная асвета, 2001.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
4. Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.
5. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001.
7. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М.: Тандем, 2000.
8. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Р/на Дону, 2007.
9. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: игры, занятия, упражнения. СПб.: Издательство "Речь", 2005.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000.
11. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Академия, 2001.
12. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
13. Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., 1994.
14. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М.: "Педагогика", 1989.
15. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988.