1. Самостоятельная детей раннего возраста, её роль в развитии и социализации ребёнка.
2. Условия организации самостоятельной деятельности
3. Виды деятельности детей 2 и 3-го года жизни.
4. Этапы развития игровой и предметной деятельности
5. Организация предметно – игрового окружения
6. Методика руководства самостоятельной деятельностью детей.
Список использованной литературы
1. Самостоятельная детей раннего возраста, её роль в развитии и социализации ребёнка.
С каждым годом ребёнок начинает овладеть различной деятельностью, которая помогает ему понять и изучить окружающий мир.
Ребёнок начинает уже не брать в рот, а рассматривать, ощупывать, тем самым анализируя новый для него объект. Когда родители дают ребёнку игрушку, ребёнок сам её берёт, играет с ней как он умеет, в процессе которой осуществляет самостоятельная деятельность. Но при этом важно давать дозировано игрушки и постепенно их заменяя, чтобы ребёнок был более сосредоточён и внимателен на одной игрушке.
Перед тем как использовать игру важно проработать определенную структуру игры с ребёнком.
• задача
Она формируется воспитателем и отражает его развивающую деятельность. Также можно использовать такой вариант: воспитатель рассказывает, что они сегодня изучают, а дети формулируют задачу с помощью воспитателя.
• игровые действия
Используются разные игровые действия для поддержания интереса к игре.
• правила игры
Важно объяснить правильно достаточно чётко и понятно для каждого ребёнка, если игра имеет сложные по организации деятельности, то возможно их проиграться, показать для дошкольников.
• результат подведения итогов.
Дети анализируют проделанную работу, то есть происходит умозаключение, делятся своим опытом между сверстниками, и воспитателем. На это этапе желательно использовать похвалу каждому ребёнку, чтобы было дальнейшее стремление к активной работе. Также каждый ребёнок может высказаться о свои трудностях в процессе игры, и о интересных моментах, которые были с ним на протяжении игры.
2. Условия организации самостоятельной деятельности
Перед началом организации самостоятельной деятельности важно проанализировать возможности каждого ребёнка, его интересы и трудности с которыми он может столкнуться в процессе самостоятельной деятельности.
Каждая организация самостоятельной деятельности может проходить по разному, так как поведение ребёнка изменчива, и его полученных знания позволяют ему осуществлять различную деятельность.
Для того, что правильно организовать деятельность нужно с ребёнком побеседовать о том чем он любит заниматься и объяснить, как будет происходит игра.
Для правильной организации самостоятельной детской деятельности соблюдается ряд условий:
1. Выделяется достаточно времени для самостоятельной деятельности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка. Ребёнок не только в группе и на улице самостоятельно играет, но и организует свою деятельность на занятии. При этом важно давать столько времени, чтобы у ребёнка ещё осталось стремление заняться этой деятельностью, но при этом усложнив правила игры.
2. Создаётся достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности. В группе такое помещение, которая даёт возможность ребёнку активно передвигаться в процессе своей деятельности.
3. Обеспечиваем подбор материала по всем видам деятельности и возрасту ребёнка. Игровой материал время от времени меняется, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Также используется тот материал, которые не вызывает у ребёнка стрессовых ситуаций, агрессии. Использование материала должно использоваться так, чтобы его содержание опережало на год, тем самым подготавливая ребёнка к освоению более сложного образовательного материала.
3.Виды деятельности детей 2 и 3-го года жизни.
В течение двух лет формируются:
1) сюжетно-отобразительная игра.
Ребёнок играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля. Чаще используются те игрушки, которые ребёнку эмоционально близки и интересны, он их использует для элементарных игр, часто оречевляя эти игры.
Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.
Ребёнок начинает на себя мерять роли, которые эмоционально ему интересны, при этом в процессе игры, используя слова, которые они слышали от людей это профессии.
2) предметная игра.
Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.
Ребёнок активно фантазирует, используя предметы – заменители, а так что оречевляя свои действия. Чаще ребёнку уже не требуется помощь взрослого, только если в решении задач по входу в игру других сверстников.
В процессе игры ребёнок активно использует фантазию, то есть придумывает различные сюжеты, моменты, которые могу не происходить в реальной жизни.
3) развиваются элементы наглядно-действенного мышления;
4) проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Ребёнок слушает музыку, анализирует её темп, настроение на занятиях у музыкального руководителя. В процессе использования музыкальных произведений на занятиях у ребёнка развивается чувство ритма, темп, художественный вкус.
5) малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. По приходу в детский сад ребёнок начинает изучать и постигать достаточно количество правил на которых строится весь воспитательный процесс в группе.
4. Этапы развития игровой и предметной деятельности
Каждый из этапов развития игровой и предметной деятельности играет существенную роль для развития ребёнка, так как на каждом этапе он овладевает знаниями, которые ему важны в дальнейшем образовательной деятельности.
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра, в процессе которой ребёнок знакомится с игрушками, его окружением. Данный этап является достаточно сложным и интересным для ребёнка, так как происходит активное познания и накопление полученных знаний.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Ребёнок постепенно берёт на себя роль, хотя иногда пассивно. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Ребёнок может использоваться различные предметы, преподнося их в игре по разнообразному.
5. Организация предметно – игрового окружения
Развитию самостоятельной детской деятельности в большой степени
способствует развивающая среда, содержание которой должно быть направлено на развитие его эмоционально - волевой сферы. Именно в таких условиях идет формирование основных базисных характеристик личности, как самостоятельность, инициативность, активность.
Хочется еще раз подчеркнуть, что самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
В процессе самостоятельной деятельности у ребёнка формируются качественные характеристики, они могут повторяться, а могут и изменяться в зависимости от определённого вида деятельности.
Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности, например:
1)«Центр познания», который обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
2)«Центр творчества», который обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
3)«Игровой центр», который обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Этот центр может выполнять не только игровую функцию, но также и функцию стимулирования ребёнка к познавательной деятельности. Так как у ребёнка ведущий вид деятельности игры и все занятия проводятся в игровой форме, поэтому в этом центре могут располагаться элементы для развития речи, мелкой и общей моторики, словаря.
4) «Литературный центр», который обеспечивает литературное развитие дошкольников. В этом центре располагается различная художественная литература, которую читает воспитатель детям
5)«Спортивный центр», который обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
6)Релаксация. Так как за целый день у ребёнка достаточно много различных впечатлений, которые иногда утомляют ребёнка, поэтому важно создать уголок релаксации.
Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в самостоятельной детской деятельности, является направленность деятельности воспитателя на стимулирование и поддержку интересов детей, проявлений самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.
6. Методика руководства самостоятельной деятельностью детей.
Г.Г. Григорьева отмечает, следующее: «Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня». Также определяет специфику руководства [3] :
1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов деятельности.
Здесь предполагается, что обучение на художественных занятиях нужно построить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию или показу воспитателя, но и без его помощи.
2. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников, развлечений, различных игр.
1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с
2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 1998.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985.
4. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.
5. Педагогика раннего возраста: (по программе "Кроха") [Текст] [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Григорьева, Г. Г. [и др.] ; ред. Григорьева, Г. Г., ред. Кочетова, Н. П., ред. Сергеева, Д. В. - Москва : Академия, 1998. - 336 с.
6. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г.В.. – Лепка в детском саду – М.: Просвещение, 1978.