1. Описать классификацию детей с ОПФР по характеру нарушений
2. Назвать проблемное поле, категориальный аппарат и предметные области коррекционной педагогики
3. Раскрыть сущность интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР в коллективе
Список использованной литературы
1. Описать классификацию детей с ОПФР по характеру нарушений
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) (термин, официально признанный в Республике Беларусь) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Синонимами данного термина могут выступать ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (российский вариант), «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии», «дети с недугом» и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями [3, с. 374].
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низко квалифицированную работу.
2. Назвать проблемное поле, категориальный аппарат и предметные области коррекционной педагогики
Коррекционную педагогику можно рассматривать как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в качестве самостоятельной науки. Методология и теоретические основы решения выдвигаемых проблем в отечественной дефектологии признаются зарубежными специалистами крупными достижениями в мировой специальной психологии и педагогике. Однако, как никогда, актуальным становится необходимость перехода от политики в области образования на макроуровне к практике на микроуровне.
Слово “дефектология”, на первый взгляд, не вызывает больших сомнений и трудностей в понимании: дефектология – изучение дефектов. В большинстве стран мира термин “дефектология” не применим в педагогическом значении, так как в нем основной акцент делается на выявлении отклонений в развитии, а не на их устранении; на недостатках, а не на позитивных сторонах личности. Данную область теоретико-практических знаний вместо дефектологии представляют коррекционная педагогика, специальная психология и специальная педагогика, лечебная педагогика, ортопедагогика, реабилитационная (восстановительная) педагогика, эрготерапия, или оккупационная терапия и др. Тем не менее, в каждой из них объект и предмет изучения имеет определенные отличия.
В словаре-справочнике “Дефектология” (1996, 2005) дается следующая формулировка: «дефектология – это наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания». Объектом изучения дефектологии являются “аномальные дети”. Термин этот сейчас бурно дискуссируется. Вместо него используется много альтернативных названий: дети с особыми образовательными потребностями; с особенностями психофизического развития (наиболее распространенный в Республике Беларусь в настоящее время); с отклонениями в развитии; с патологией развития; с дизонтогенезом (нарушение индивидуального хода развития – онтогенеза); с трудностями в обучении; с недостатками в умственном и физическом развитии; лица с ограниченными возможностями здоровья (российский вариант) и др.
3. Раскрыть сущность интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР в коллективе
Интегрированное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе [6, с. 357].
Преимущества: Приспособление к коллективу, общение со здоровыми сверстниками; среда стимулирует к лучшей работе; здоровые дети влияют на больных, помогая им; школы находятся вблизи от места жительства больного ребенка, он не теряет контакта с микросоциумом.
Психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
Цель работы группы: успешная социализация детей с ОПФР, повышение качества их образования, а также уровня компетентности всех участников педагогического процесса за счёт внедрения комплексного психолого – педагогического сопровождения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
• помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
• коррекция эмоционально – волевой сферы;
• психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;
• всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;
• утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
• коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком.
1. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 1999. – 325 с.
2. Жукова, Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии / Н.С. Жукова., Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1993. – 456 с.
3. Забранная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забранная - М.: ВЛАДОС, 1993. – 534 с.
4. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. – СПб.: Изд-во Речь 2006. – 298 с.
5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 160с.
6. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
7. Отто Шпек Люди с умственной отсталостью. - М.: Академия, 2003г. -427с.
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 марта 2003 г. № 17 «Об утверждении Положения о порядке организации образовательного процесса для больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения». По состоянию на 30 марта 2007 года
9. Программы специализированных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Под ред. Г.Н. Воскресенского – М.: Просвящение, 1986г.-363с.
10. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М., ВЛАДОС,1986. – 342 с.