1. Краткие конспекты. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
2. Проанализируйте программы для учащихся второго отделения вспомогательной школы ЦКРОиР.
3. Практика обучения и воспитания детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью (А.В. Бабушкина, И. М. Бгажнокова, Е. К. Екжанова, С. Д. Забрамная, М. И. Кузьмицкая, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына).
4. Проанализируйте предметные области учебного плана вспомогательной школы (2-е издание) и центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Список использованной литературы
1. Краткие конспекты. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
Категория детей с выраженными интеллектуальными нарушениями представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.
Глубокая умственная отсталость диагностируется рано, до года или в первые годы жизни ребенка, что объясняется выраженной тяжестью поражения, однако степень дефекта, его структуры, а также темп и характер дальнейшего развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.
Общими чертами для всех детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта является также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Грубое недоразвитие двигательной сферы детей с умеренной умственной отсталостью выражается в нарушениях и слабости статистических и локомотивных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. По литературным данным при глубокой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90-100% случаев. Дети младшего возраста затрудняются принять нужную позу, не могут выдержать ее свыше 1-2 секунд. Только с 13-14 лет они сохраняют заданную позу в течение 4-7 секунд, при этом качаются, сходя с места, у них наблюдается общая напряженность.
Особенно затруднены у глубоко умственно отсталых детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо их роняют, либо слишком сжимают, дергают [1].
Внимание детей данной категории всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна слабая активность внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно.
2. Проанализируйте программы для учащихся второго отделения вспомогательной школы ЦКРОиР.
Программы: формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживания; хозяйственно-бытовой труд; элементы грамоты и развитие речи; социальная адаптация; ориентировка в окружающем; трудовое обучение; человек и мир; музыкально-ритмические занятия; предметно-практическая деятельность; адаптивная физическая культура.
3. Практика обучения и воспитания детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью (А.В. Бабушкина, И. М. Бгажнокова, Е. К. Екжанова, С. Д. Забрамная, М. И. Кузьмицкая, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына).
В основе педагогической работы с детьми, имеющими тяжёлую степень умственной отсталости, лежат как общедидактические, так и специальные принципы. При этом такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер обучения, наглядность обучения, его доступность, индивидуальный подход, имеют особо важное значение. О применении некоторых других (прочность и сознательность усвоения учебного материала) можно говорить весьма условно.
При работе с детьми данной категории прежде всего имеет большое значение, насколько учебные занятия способствуют обучению учащихся навыкам поведения в обществе, развитию активности и уровня коммуникабельности. Кроме того, весьма актуальна для них такая организация обучения, когда прохождение одних и тех же тем находит свое отражение в различных учебных предметах. Все это обусловливает необходимость введения в систему работы с учащимися двух особых принципов: расширение социальных связей и интегрированное обучение [5].
Главный принцип в работе с этими детьми — это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной ре акции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребно стью, привычкой.
Особую роль в формировании у детей положительных личностных качеств играет трудовое обучение. В ходе непосредственной практической деятельности у них формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.
Задача подготовки детей к интеграции в общество решается на занятиях такого предмета, как «Социально-бытовая ориентиров ка». В ходе его изучения на примере близких детям жизненных ситуаций воспитывается правильное поведение, вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни
4. Проанализируйте предметные области учебного плана вспомогательной школы (2-е издание) и центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Трудовое обучение.
В основе освоения этой программы лежит цель - формирование у учащихся трудового опыта и коррекция недостатков учебно-трудовой деятельности для максимально полного использования их возможностей в плане последующей трудовой реабилитации.
Программа включает следующие разделы: «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с текстильными материалами», «Работа с пластическими материалами», «Комбинированные работы», «Работа с отходами материалов и бросовыми материалами. Их содержание разработано с учетом возможности включения в процесс выполнения предложенных практических работ разных категорий учащихся.
Хозяйственно – бытовой труд.
Цель обучения по данной программе — способствовать приобретению учащимися как можно более широкого круга умений в области хозяйственно-бытового труда для максимально полной реализации их возможностей в плане социальной реабилитации.
Программа включает следующие разделы: «Уход за одеждой», «Уход за обувью», «Уход за помещениями», «Уход за комнатными растениями» («Выращивание растений»), «Уход за домашними животными», «Питание». Их содержание разработано с учетом возможности включения в процесс выполнения предложенных практических работ разных категорий учащихся.
Коммуникация.
В процессе работы по развитию коммуникативных навыков в I–IV классах решаются следующие задачи: мотивировать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми; развивать потребность в общении; обогащать эмоциональную сферу при организации взаимодействия; формировать умения сигнализировать о своих потребностях и состояниях с помощью вербальных (слово) и невербальных средств; развивать понимание речи; поощрять и активизировать звукопроизношение; формировать приемы воспроизведения основных эмоций; расширять средства коммуникации.
Сенсомоторное обучение
Учебный предмет «Сенсомоторное обучение» предполагает создание благоприятной коррекционно-образовательной среды для деятельности, хорошего самочувствия, проявления социальной активности. По невербальным сигналам (позе, мимике, взгляду, жестам) педагог оценивает потребности, желания и познавательные возможности учащегося. Особенностью уроков сенсомоторного обучения является прогностическое определение вероятностных способов деятельности учителя и учащегося и заготовка многообразных приемов, которые могут быть использованы.
1. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. специальностей вузов. - Изд. 2-е, доп. – Мн.: Асар, 2007. – 320 с.
2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002.
3. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, и др.; Под ред В.И. Лубовского – М.: Издательский центр «Академия», 2003
5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
6. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
7. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. – Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.