Введение
1. Понятие «режиссер». Основные принципы современной режиссуры
2. Система упражнений на развитие актерской психотехники
3. Сценарий этюда на словесное действие
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире все чаще речь заходит о творческой свободе как режиссера, так и актера. Многие годы вырабатываемые системы подвергаются коренным изменениям, вызванным разными обстоятельствами. Но вместе с тем есть доктрины и положения, которыми пользовались, пользуются и будут пользоваться еще долгое время. Именно поэтому изучать и анализировать такие системы и принципы важно и актуально в любое время.
Объект исследования – понятие «режиссер», основные принципы современной режиссуры. Предмет – особенности трактовки понятия «режиссер», специфика основных принципов современной режиссуры.
Цель данной работы – проанализировать понятие «режиссер», рассмотреть основные принципы современной режиссуры; разработать систему упражнений на развитие актерской психотехники; составить сценарий этюда на словесное действие.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить значение понятия «режиссер».
2. Изучить основные принципы современной режиссуры.
3. Разработать систему упражнений на развитие актерской психотехники.
4. Составить сценарий этюда на словесное действие.
1. Понятие «режиссер». Основные принципы современной режиссуры
Слово «режиссер» происходит от французского глагола, который переводится как «управлять». В середине ХХ в. понятие «режиссер» использовалось в основном в значении распорядитель, не более того. Ведущую роль в театре играли артисты, которые разучивали и разыгрывали пьесы практически без постороннеей помощи, а режиссеру оставалось следить за тем, чтобы костюмы были готовы вовремя, гримеры и другие работники театра выполняли исправно свои обязанности. Согласно толковому словарю В. И. Даля, режиссер – «это управляющий актерами, назначающий, что давать и что ставить, назначающий на роли» [2, с.542]. Интересно, что до ХХ в. похожей специальности не было ни в одной эпохе. В словаре Брокгауза и Ефрона можно найти следующее определение: «Режиссер – лицо, руководящее актерами, играющее представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, ведающее костюмами, декорациями» [5, с. 756]. В толковом словаре русского языка дано следующее определение: «Режиссер – руководитель, постановщик спектакля или фильма» [4, с. 206].
О начале эпохи режиссера в русском театре можно всерьез говорить, начиная с 1898 г., когда К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко решили создать общедоступный художественный театр. Но еще в XIX в. Н. Гоголь и А. Островский закладывали на русской сцене основы режиссерского искусства, которое продолжили позже Станиславский и Немирович-Данченко. Режиссура в современном представлении стала интенсивно формироваться в европейском театре только в XV–XVI вв. Возникновение сценической коробки (перенесение представлений с уличных подмостков в закрытое помещение дворца, а позже – в специально построенные здания) сыграло в этом немаловажную роль. Во второй половине XIX в. театр совершил гигантский скачок. Он был отмечен деятельностью Р. Вагнера и Л. Кронега в Мейнингенском театре. Завершился этот процесс своего рода революцией в сценическом искусстве на рубеже веков, когда режиссеры практически везде стали творческими руководителями театральных коллективов. Это же время характеризуется появлением целой плеяды «великих», которые определили облик профессии режиссера на много лет вперед: в России это – К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов; во Франции – А. Антуан, Ж. Капо; в Германии – М. Рейнгардт; в Англии – Г. Крэг. В это время режиссура оформляется как самостоятельный вид творческой деятельности.
2. Система упражнений на развитие актерской психотехники
Упражнения для актерского тренинга долгие годы используются театральной педагогикой, К. С. Станиславский верил, что актерский тренинг – это главный способ овладения актерской техникой. Он призывал каждого актера относиться к упражнениям точно так же, как танцор, музыкант или певец относятся к обязательным своим ежедневным тренировкам и репетициям, которые являются гарантией сохранения себя в хорошей творческой форме.
Тренинги и составляющие их упражнения появились еще в 20-е гг. XX в. и активно используются в наше время. За долгие годы они не один раз видоизменялись, постоянно дополнялись современным актерским опытом и новейшими психофизиологическими открытия. Кроме того, они обогащались личными коррективами многих выдающихся педагогов. Выбрать из множества упражнений наиценнейшие, сгруппировать их, как-то классифицировать – дело не самое простое. Есть немало книг, в которых изложены основные принципы для составления упражнений и тренингов. Одна из популярных – «Элементы психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра» Л. П. Новицкой [3].
В своей системе упражнений я затрону один из элементов, над которым нужно серьезно работать – логику и последовательность. В жизни ними следят подсознательное настороженное внимание и инстинктивная самопроверка. Но на сцене, как говорил Станиславский, приходится заменять механичность сознательной, логической и последовательной проверкой каждого момента физического действия». Для развития этих навыков следует выполнять следующие упражнения. На протяжении каждого из них должна создаваться непрерывная логика действия, которая имеет исключительно важное значение, потому что логика действия рождает и логику переживания.
Упражнение 1 (на создание линии физических действий, действия с «пустышкой»):. Предложить актеру выбрать несколько беспредметных действий, логически соединить их и выполнять. Предварительно нафантазировать предлагаемые обстоятельства и прелюдию.
3. Сценарий этюда на словесное действие
К. С. Станиславский говорил, что работа над этюдами приучает к творческой самостоятельности, развивает инициативу и формирует их вкус. Этюд должен иметь начало, кульминацию и завершение, так как этюд, по сути, является как бы законченной маленькой пьесой. В этюде обязательно должна присутствовать основная конечная цель, то есть сверхзадача, намечены сквозное действие каждого действующего лица, конфликт, схема эпизодов и фактов.
Этюд «У машины»
Молодой человек и девушка. Встреча на дороге. Оба автомобилисты, едут по своим делам. Раннее утро. Машина девушки ломается.
Сквозное действие молодого человека: выручить уставшую девушку, помочь с машиной.
Сквозное действие девушки: скорее исправить поломку, чтобы наверстать потерянное время в дороге и приехать в пансионат вовремя.
1-й эпизод. “Беда! Авария!”
1-й факт. Надо найти скорее поломку!
Задача девушки: хочу детально осмотреть все места, где возможна поломка.
2-й факт. “Ага! Вот в чем дело!”
Задача – быстро ликвидировать аварию.
2-й эпизод. Неожиданная помощь.
1-й факт. Вот докучливый молодой человек! Ходит, мешает!
Задача девушки – скорей отделаться от парня.
Задача молодого человека – помочь девушке.
2-й факт. “Вот безобразие! Нахальство!”
Задача девушки – убрать мешающего постороннего.
Задача молодого человека – вызволить девушку из беды.
3-й факт. “Вот тебе и на! Починил!”
Задача девушки – проверить.
Заключение
Режиссерское мастерство – искусство создания единого, гармоничного, полного, целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля.
Режиссура на сегодняшний день является самым молодым из театральных искусств. В то время как актерское искусство существует с момента существования театра, и фактически столько же существует искусство драматургии.
Каждый режиссер должен быть знаком с основными принципами современной режиссуры и применять их в своей профессиональной деятельности. При этом он должен постоянно совершенствоваться и развиваться, развивая при этом свой творческий метод и художественный замысел, который лежит в основе работы режиссера.
Тем не менее, актер тоже должен развиваться и расти, работая над ролью. В помощь ему театральными педагогами разработаны разного рода тренинги и системы упражнений, которые направлены на развитие различных областей актерского мастерства.
1. Гиппиус, С. В., Актёрский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. – С. 16–26.
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. – М. : Рус. Яз., 1980. – Т. 4: Р-V:словарь. – 683 с.
3. Новицкая, Л. П. Элементы психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра / Л. П. Новицкая. – М. : Ленанд, 2015. – 184 с.
4. Толковый словарь русского языка / сост. Баханьков А. А. [и др.]. – Минск : Народная асвета, 1975. – 280 с.
5. Энциклопедический словарь: энциклопедия / сост. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. – М. : TEPPA-TERRA, 1994. – 956 с.