1. Тональность. Одноименные и параллельные тональности
2. Квинтовый круг тональностей
3. Западно-Европейский романтизм. Творческий портрет Ф. Шуберта
Список использованной литературы
1. Тональность. Одноименные и параллельные тональности
Едва музыкант начинает разучивать новое музыкальное произведение, первым делом он определяет тональность. И неважно, на каком инструменте музыкант играет, занимается вокалом или просто учит номер по сольфеджио. Определения этого слова бывают различными, это зависит и от этапа обучения, и от автора учебника. Возможны следующие определения слова «тональность»: тональность – имя лада, тональность – высота лада, тональность – высотное положение лада или, например, тональность (классическая) – это централизованная, функционально-дифференцированная, в основе диатоническая двуладовая мажоро-минорная система аккордового типа, в которой аккорд является главным объектом развития, а общие закономерности определяются принципом тяготение-разрешение [1, с. 142].
Тональности бывают мажорные и минорные, это зависит от лада, который лежит в основе. Также тональности бывают параллельными, одноименными. Главные критерии, по которым определяется тональность, – лад (мажор или минор), ключевые знаки альтерации (диезы или бемоли, их количество) и тоника (самый устойчивый звук тональности, I ступень). Если говорить о параллельных и одноименных тональностях, то здесь всегда лад различается. То есть если тональности параллельные – это мажор и минор, если одноименные – аналогично. Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки и разные тоники. Например, это до мажор (C-dur) и ля минор (a-moll). Можно увидеть, что в натуральном мажоре и миноре в данных тональностях используются одни и те же ноты, но I ступень и лад различны. Найти параллельные тональности легко, они расположены на расстоянии малой терции. Чтобы найти параллельный минор, необходимо построить от первой ступени малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный мажор, нужно построить малую терцию вверх. Также можно запомнить, что тоника параллельного минора находится на VI ступени натурального мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора.
2. Квинтовый круг тональностей
Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг – это схема для удобного и быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них. В вершине квинтового круга находится тональность до мажор; по часовой стрелке – диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам вверх от тоники исходного до мажора; против часовой стрелки – круг бемольных тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз.
При этом при движении по квинтовому круг по часовой стрелке с каждой новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до семи), при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи).
Квинта в этой схеме – самый главный интервал, потому что это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот простой интервал был рождён самой природой. Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники до мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» – это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез. Следующую квинту строим уже от звука «соль» – «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными). Таким образом, если строить квинты, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд тональностей: соль мажор (1 диез), ре мажор (2 диеза), ля мажор (3 диеза), ми мажор (4 диеза), си мажор (5 диезов), фа-диез мажор (6 диезов), до-диез мажор (7 диезов). Ряд записанных тоник оказался настолько широк своим размахом, что приходится начинать записывать его в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном. Порядок, в котором прибавляются диезы: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Диезы также отстоят друг от друга на интервал чистой квинты. Это связано с тем, что каждый новый диез появляется на седьмой ступени гаммы. Соответственно, если тоники новых тональностей всё время отодвигаются на чистую квинту, то и их седьмые ступени также отодвигаются друг от друга ровно на чистую квинту.
3. Западно-Европейский романтизм. Творческий портрет Ф. Шуберта
Франц Шуберт (1797 – 1828) австрийский композитор, почетный член Штирийского и Линцского музыкальных союзов., родившейся в семье школьного учителя. В 1808-1812 годах был певчим Венской придворной капеллы, воспитывался в венском конвикте, где обучался генерал-бассу у В. Ружички, контрапункту и композиции (до1816 года), у А. Сальери. В 1814-16 годах работал помощником учителя в школе отца. К 1816 году Ф. Шуберт создал 250 песен (в том числе на слова И.В. Гёте – «Гретхен за прялкой», 1814 «Лесной царь», «Вознице Кроносу – обев1815 году), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей – поклонников его творчества. Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази, Шуберт побывал в Венгрии в 1816 и 1824 годах, вместе с Фоглем ездил в верхнюю Австрию в Зальцбург, посетил Грац в 1827 году. Признание пришло к Ф. Шуберту лишь в 20-х годах 19 века. В 1828 году за несколько месяцев до смерит Шуберта в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом.
Ф. Шуберт является первым крупным представителем музыкального романтизма, выразивший «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей» [2, с. 646]. Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано. один из крупнейших мелодистов, Ф. Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы – простую и варьированную строфическую, репризную. рапсодическую, многочастную, – Ф. Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепиано), а также впервые образцы высокохудожественного вокального цикла. В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около 70 песен), Ф. Шиллера (около 40. наиболее популярными из которых являются «Группа из Тартара» и «Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), И. Майерхофера (47 песен), среди других поэтов – Д. Шубарт, Ф.Л. Штольберг. М. Клаудиус, Г.Ф. Шмидт, Л. Рельштаб, Ф. Рюккерт, У. Шекспир, В. Скотт. Кроме того, Шуберту принадлежат квартеты для мужского и женского голосов. 6 месс, кантаты, оратории и др. Из музыки для музыкального театра известность приобрели увертюра и танцы к пьесе «Розамунда. княгиня Кипрская» В Шези (1823) [2, с. 647].