1. Определение понятий «личность», «воспитание», «развитие». Философские учения развития личности
2. Развитие личности, движущие силы развития
3. Факторы, влияющие на развитие личности
3.1 Наследственность, ее влияние на развитие личности
3.2 Влияние среды на развитие личности
3.3 Воспитание как фактор развития личности
4. Активность личности как условие её формирования
Заключение
Список использованных источников
1. Определение понятий «личность», «воспитание», «развитие». Философские учения развития личности
Личность – совокупность изменяющихся, индивидуальных свойств, качеств и характеристик, приобретаемых человеком в ходе развития в связи с включенностью его в деятельность и общение. Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Как понятие социальное, личность производится совокупностью общественных отношений, в которые человек входит по мере своего развития [9].
Воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения.
Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов [10].
Формирование личности является взаимосвязанным процессом как количественных, так и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологическом развитии человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в его мировоззрении, нравственности, общественно-политических взглядах и убеждениях. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности можно условно разделить на три основные группы: биологические, средовые и воспитание [3].
Философские учения развития личности.
Материалистическая философия.
Древнегреческий философ Эпикур (341-270гг до н.э.) считал, что различное положение людей в обществе объясняется не только их природными (наследственными) данными, сколько имущественным состоянием и классовой принадлежностью.
В средние века Эразм Роттердамский писал о том, что природа дав тебе сына, передала тебе не что иное, как сырую необработанную массу, и что от тебя зависит, какую придать форму пластичному материалу.
Французские материалисты: Гольбах, Дидро, Вальтер и др. – отвергали, какие бы то ни было, прирожденные идеи и наследственное различие людей.
2. Развитие личности, движущие силы развития
Личность – это система отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.), а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями.
Структура личности:
направленность – проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях;
знания, умения и навыки;
индивидуально-типологические особенности – проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:
биологический – этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;
социологический – этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.
Однако личность – это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Движущие силы развития личности – это противоречия:
общие (универсальные) противоречия – между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения;
противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;
индивидуальные противоречия – противоречия, характерные для отдельно взятого человека;
внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: «хочу-могу», «хочу-надо», «знаю-не знаю» и др.).
3. Факторы, влияющие на развитие личности
Формирования личности человека находится под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, а также включает процесс физического и психического становления как развитие человека [2]. Этот процесс сопровождается физическими (рост, развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы и т.д.) и психическими (умственное развитие, формирование психических черт личности, обретение социальных качеств), количественными (накопление знаний, умений и навыков) и качественными изменениями (переход от низших ступеней к высшим в формировании личности). Становление личности человека зависит от внешних воздействий (влияние окружающей природной и социальной сред) и от внутренних сил (определяют индивидуальное реагирование человека) [5].
3.1 Наследственность, ее влияние на развитие личности
Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носители наследственности – гены. Свойства организма зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
По наследству человеку передаются:
– видовые признаки как представителя человеческого рода, анатомо-физиологическая структура (задатки речи, прямохождение, мышление, трудовая деятельность);
– физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
– физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
– особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
– аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;
– предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).
4. Активность личности как условие её формирования
Проблема активности становится объектом изучения различных сфер, направленных на освоение и изменение окружающего мира. Через активность вычленяются нормы и ценности, которые затем включаются в социальную память, составляющую культуру, аспектами которой рассматриваются наука, искусство, ремесла, религия, политика и т.д., сопряженные с активностью личности, обнаружением ее отношения к миру. Кроме того, активность проявляется в формах удовлетворения потребности, вследствие чего становится определяющей стилевой чертой, типологическим признаком современной личности, несмотря на то, что она в различных сферах деятельности представлена по-разному и имеет особенности проявления в разные исторические эпохи. Основанием для такого утверждения выступает следующая позиция культурологов, философов, социологов: разрушение канона началось с того момента, как человек начал смотреть отстраненно на окружающую действительность, что привело к новому познавательному отношению к миру со стороны личности, обретению «возможности выходить из мира, ставшего своим, куда-то вовне, с тем, чтобы рассмотреть его с других позиций…». Творческое начало во многом определяется природными данными и обнаруживает себя уже в детстве в играх ребенка, потому что увиденное и услышанное от взрослых дети не воспроизводят в точности, а подвергают творческой переработке, что говорит о возможности развития задатков, склонностей при условии постоянной практики. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что познавательная активность основана на комбинирующей способности мозга и рассматривается как воображение, которое проявляется во всех сторонах культурной жизни личности. При этом воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего социального опыта личности, что позволяет говорить о возможности и необходимости формирования основ творческой активности и деятельности. Кроме того, воображение выступает средством расширения социального опыта через творческую познавательную активность (можно вообразить то, что не видели, по рассказам, описаниям, и т.д.).
Заключение
Проблема развития и формирования личности относится к одной из важнейших проблем, требующих пристального внимания и рассмотрения. Под понятием личность ученые понимают отдельного человека с характерными ему особенностями, осознанно-волевые проявления. Несмотря на то, что хорошо изучены факторы окружающей среды, влияющие на развитие и формирование личности человека, само понимание человека как субъекта социальных и средовых отношений остаётся актуальным в настоящее время. Также несомненным является интерес к изучению этапов развития личности на различных жизненных этапах.
Личность развивается при участии факторов внешних и внутренних, при участии самого человека. Несомненно, что развитие личности начинается с раннего возраста, и чем активнее будет человек, тем ярче будет сама личность.
1. Ахмедбекова, Р.Р. Познавательная активность как условие формирования личности младшего школьника / Р.Р. Ахмедбекова // Известия ДГПУ. – 2009. – №3. – С. 35-38.
2. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. – М.: Минэкология, 1992. – 58 с.
3. Кузнецов, А.А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности / А.А. Кузнецов // Сборник статей по конфликтологии. – Ижевск, 2004 – 84 c.
4. Леонова, А.В. Адаптация в образовательной среде и развитие личности учащихся / А.В. Леонова // Наука и школа. Вопросы психологии и воспитания. – 2011. – № 1. – С. 106-108.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
6. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова – М.: Академия, 2008 – 354 с.
7. Олейников, Ю.В. Влияние природной среды на развитие личности / Ю.В. Олейников // История и современность. – 2013. – № 2. – С. 162-181.
8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластени. – М.: Лабиринт, 2012. – 336 с.
9. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
10. Старикова, Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение» / Л.Д. Старикова // Вестник ЧГПУ. – 2010. - № 1. – С. 194-202.