Введение
Культурно – просветительная работа в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Великая отечественная война 1941 – 1945 года коренным образом изменила привычный уклад жизни Советского союза. Война стала стилем жизни людей. Постоянное нахождение в условиях нападения, осады, блокады, обстрела – это было привычным состоянием. Окружающая обстановка также не радовала: окопы, блиндажи, землянки, постоянные марши и эшелоны солдат. Все эти условия требовали кардинальных изменений в культурном и идеологическом плане.
Культурно-просветительская деятельность имела следующие задачи на начало Второй мировой войны:
1) Формирование коммунистической идеологии, содействие в агитации и подготовки войск
2) Воспитание солдат в духе любви к своему отечеству, ненависти к её недругам и советскому интернационализма
3) Пропаганда боевых традиций, войскового товарищества
4) Повышение бдительности и боевой готовности
5) Пропаганда социалистического соревнования
6) Атеистическое, этическое и эстетическое воспитание населения
7) Развитие способов проведения досуга
Культура встала на военные рельсы. Уменьшилось финансирование, дотации. В том числе уменьшалась и кадровое обеспечение. Большая часть работников ушла на фронт, какая-то часть погибла. В начале войны в стране насчитывалось более 100 тысяч клубов и 80 тысяч библиотек.
Страна вступила в войну, теперь культура стала преследовать иные задачи.
Культурно – просветительная работа в годы Великой Отечественной войны
С началом войны ситуация начала кардинально меняться. Военное положение требовало активной работы от учреждений культуры. Количество клубов, библиотек и культурных учреждений уменьшилось вдвое, по сравнению с довоенным периодом.
Главным документом, который регулировал новую систему работы органов культуры стала директива ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 года «О работе политико-просветительских учреждений в военное время». Главный смысл документа заключался в том, что все ресурсы страны перешли на военный лад [2, с. 223]. Органы культурной работы превращались в пропагандистские организации, целью которой становилась распространение идеологии и поднятие боевого духа.
Новые реалии требовали новых видом распространения просветительской работы. Были придуманы различные передвижные культурно-просветительские учреждения: Агитмашины, агитпоезда, походные клубы и библиотеки. Они выполняли различные функции, но самыми главными из них были:
1) Разъяснение характера и цели войны;
2) Освещение хода боевых действий, побед красной армии;
3) Разоблачение и критика фашизма;
4) Пропаганда героических подвигов советских солдат;
5) Ознакомление с политической ситуацией в мире.
Такой способ распространения информации помогал вести культурно-просветительскую работу крайне эффективно. Даже самые далекие и не доступные уголки фронта получали информацию.
Важной ветвью пропаганды становилась военно-техническая составляющая. На протяжении всей войны разрабатывалось и улучшалась техника и вооружение. Такому темпу роста должно было соответствовать и подготовка личного состава красной армии, поэтому работу просветительских учреждений была здесь востребована как никогда. Возникали новые военные специальности. Если сравнивать с первой мировой войной, количество военных специальностей увеличилось с 20 до 160 [3, с.31].
Заключение
Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет огромное значение.
1. Андриченко, Ф.П. Учреждения культуры и искусства Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / Ф.П. Андриченко. – Москва: Просвет, 1999. 367 с.
2. Егорова, А.Г. Коммунистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК Т. 7 / А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. – Москва: Политиздат, 1985. – 437 с.
3. Кириченко, Н.В. Техническая культура советского война / Н.В. Кириченко. – Москва: Воениздат, 1971. – 142 с.
4. Шикин, И. Очередные задачи политической агитации в Красной Армии / И. Шикин. – 1942. - № 17.