1. Дошкольная педагогика как наука, предмет ее изучения
2. Задачи дошкольной педагогики как науки
3. Основные понятия дошкольной педагогики
Список используемой литературы
1. Дошкольная педагогика как наука, предмет ее изучения
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующему поступлению в школу: от рождения до 7 лет [5, с.15].
Дошкольная педагогика - наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) [3, с.13].
Дошкольная педагогика имеет свой собственный предмет и объект изучения. Объектом в дошкольной педагогике является ребенок, соответствующего возраста до 7 лет.
2. Задачи дошкольной педагогики как науки
Задачи дошкольной педагогики определяются из деятельности дошкольных учреждений. Но задачи преследуют не только объяснение и изучение существующего опыта, но и пытаются прогнозировать дальнейшее развитие педагогической практики, создавать новые педагогические технологии. Так же интересной задачей является попытка теоретической педагогике быть на несколько шагов впереди практики.
В основном, выделяются следующие практические задачи дошкольной педагогики как науки:
1) Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования, изучение всех возможных специфик действия воспитания и обучения на детей дошкольного возраста.
2) Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях образования, частных дошкольных учреждениях образования требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).
3. Основные понятия дошкольной педагогики
Воспитание - это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности.
Обучение - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Гуманизация - концептуальное положение о приоритете личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала.
Развивающая среда - Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, для ребенка – это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.
Личностно-ориентированное взаимодействие - это педагогическое общение субъектов образования (педагогов и обучаемых), которое создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придает обучению характер сотрудничества, обеспечивает достижение целей и задач образования, способствует развитию обучаемых и позволяет педагогу повышать свой профессионально-педагогический потенциал.
Педагогическая любовь – проявление любви к обучаемым, как степень развития нравственного сознания учителя, в том числе, сотрудничество в отношении «учитель-ученик».
1) Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комаров. – М.: Академический проект, 2005. 240 с.
2) Источники развития дошкольной педагогики // Studopedia.org [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://studopedia.ru/7_45295_doshkolnaya-pedagogika-kak-nauka-predmet-ob-ekt-metodi-issledovaniya-osnovnie-ponyatiya.html
3) Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2006. 416 с.
4) Лекции по дошкольной педагогике // Studfiles.net [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6023784/
5) Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика /Н.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2015 – 496 с.
6) Связь дошкольной педагогики с другими науками // Studopedia.org [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://studopedia.org/10-68709.html