1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль
1.1 Конфликты. Определение понятия конфликт
1.2 Причины конфликта
1.3 Пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе
1.4 Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль
2. Культура деловых бесед, переговоров
Список использованных источников
1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль
1.1 Конфликты. Определение понятия конфликт
Слово «конфликт» – с латинского языка означает «столкновение»
У термина «конфликт» имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.1, с.18
Существует множество разнообразных характеристик понятия конфликт. Большинство из них описывают конфликт в широком смысле, социальный конфликт, другие выделяют конфликт в организации. Но все из них имеют различия в деталях, поэтому приведем несколько таких определений.
Г.И. Козырев, доктор социологических наук, понимает под социальным конфликтом «открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности» [3, с. 24].
Одни из ведущих конфликтологов России А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов дают следующее определение: «конфликт – это наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности» [1, с.19].
Наиболее нейтральное определение дал доктор экономических наук А.Я. Кибанов. Он считает, что «конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон». [4, с.36]
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности трудового коллектива. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности трудового коллектива. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Трудовой конфликт – это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений [2].
То есть трудовые конфликты являются видом социального конфликта, объектом в котором выступают трудовые отношения и условия их обеспечения. К основным формам трудовых конфликтов относятся: собрания, митинги, демонстрации, забастовки. К видам конфликтов в трудовом коллективе относят:
– конфликты между управляемыми и управляющими;
– адаптационные конфликты – это конфликты между правилами и нормами, которые сложились в организации и новичками, которые не знают этих правил и норм;
– конфликты на управленческом уровне, которые связаны с разработкой стратегии поведения организаций, с разработкой условий эффективности ее деятельности [7, с. 133].
2. Культура деловых бесед, переговоров
Под культурой делового общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире. Она предполагает высокую коммуникативную культуру (умение говорить и слушать), умение объективно воспринимать и правильно понимать партнёра, умение строить отношения с любым партнёром, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.
Деловая беседа - разновидность делового общения, при котором происходит обмен мнениями или предложениями относительно вероятного подписания договоров или выработку обязательных для исполнения решений.
Деловая беседа может иметь самостоятельный характер, а может предварять переговоры или быть их составной.
При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно это:
- просто деловой разговор заинтересованных лиц;
- устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями.
Задача деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.
Функции деловой беседы:
- взаимное общение работников одной сферы;
- совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
- контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов;
- стимулирование деловой активности.
Каждая деловая беседа в той или иной степени отражается на эффективности деятельности организации в целом и деятельности конкретных сотрудников в частности.
Вид деловой беседы зависит от ее целей и ее места в определении направления деятельности организации.
По назначению деловые беседы могут быть разнообразными:
- беседа – знакомство руководителя и будущего подчиненного при принятии решения о поступлении на работу;
- деловая беседа между двумя коллегами при обсуждении ими путей или методов реализации поставленных целей;
- деловая беседа будущих партнеров по взаимодействию, деловому сотрудничеству между фирмами;
- беседа – установление деловых контактов;
- беседа – обмен информацией и др.
По характеру деловые беседы бывают официальными и неофициальными, так называемыми рабочими.
По направленности – целевыми, преследующими конкретные задачи, и общими.
По степени свободы – регламентированными, например, анкетирование и не регламентируемыми, например дружеский разговор.
В структурной организации деловой беседы можно выделить следующие этапы:
1. подготовка к беседе;
2. собственно деловая беседа;
3. критический разбор беседы.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. - М.:Юнити, 2003. – 495с.
2. Грызунова В.Д., Урегулирование конфликтов в трудовом коллективе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19611
3. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 6.
4. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 36-37.
5. М. Лебедева. Этика делового общения, М., 2000 год.
6. Нечепуренко Е. К. Социально-трудовые конфликты и протестное поведение рабочих // Современные научные исследования и инновации. – Май 2011. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues//2011/05/287
7. Панина Е. С. Трудовые конфликты на предприятиях // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 6. С. 132 – 135.
8. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2004. - 378 с