1. Необходимость планирования и учета работы по формированию элементарных математических знаний
2. Основные принципы и требования к управлению календарного плана
3. Учет и систематическое изучение уровня математического развития детей
4. Анализ планов работы воспитателей по одной из возрастных групп детского сада
Список использованных источников
1. Необходимость планирования и учета работы по формированию элементарных математических знаний
Любое обучение предполагает планирование, которому нужно следовать и, в соответствии с которым необходимо обучать ребенка. Планирование в детском саду имеет большое значение, так как планируя, воспитатель последовательно обучает детей математике.
Планирование обучения детей элементарным математическим представлениям осуществляется на основе учебной программы дошкольного образования – технического нормативного правового акта, определяющего цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Содержание учебной программы дошкольного образования разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года, образовательными стандартами дошкольного образования [1, с.3].
2. Основные принципы и требования к управлению календарного плана
Планирование на всех уровнях должно отвечать общим требованиям.
1. Единство целевой установки и условий реализации;
2. Единство долгосрочного и кратковременного планирования;
3. Осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке планов;
4. Обеспечение комплексного характера планирования;
5. Стабильность и гибкость планирования на основе прогноза.
Планирование учебной деятельности с дошкольниками должно осуществляться на определенных принципах, которые позволяют воспитателю систематически и последовательно воздействовать на детей через различные виды организованной (совместной) деятельности. Учитывая индивидуальные достижения детей в организованной совместной деятельности, педагог плавно подводит детей к более сложному учебному материалу, новым способам действия.
Для лучшего усвоения детьми учебного материала необходимо планировать учебный процесс с учетом принципа повторности с усложнением во всех видах деятельности.
Однако, усложняя материал, нужно предусмотреть вариативность выполнения детьми заданий. Такой подход поможет проявиться творчеству, позволит учесть индивидуальные особенности и способности детей.
При планировании необходимо учитывать принцип связи всех видов деятельности для всестороннего развития личности ребенка.
3. Учет и систематическое изучение уровня математического развития детей
Для эффективного обучения детей необходимо проводить диагностику уровня их математического развития. Диагностика позволяет педагогу оценить результаты своей работы и внести необходимые коррективы в процесс обучения в случае необходимости.
Диагностика в дошкольном математическом образовании может быть двух видов: это экспресс-диагностика и системная диагностика. У каждой из этих видов диагностики есть соответственно свой функции.
Экспресс-диагностика – это разовое обследование, проводится обычно автономно от педагогического процесса обучения. Функции этого вида диагностики – дать достаточно актуальную картину уровня математического развития ребёнка на сегодня, а также «зону ближайшего развития». Экспресс-диагностика определяет комплекс внутренних психических и внешних средовых факторов. Ещё одна функция экспресс - диагностики – определение актуального уровня математического развития ребёнка, поступающего в первый класс.
Системная диагностика – это систематическое «отслеживание» ребёнка педагогом в процессе систематической же работы с ним. Функции системной диагностики в возможности на основании её результатов построить перспективный прогноз развития математических способностей ребёнка. Так же функция отслеживания индивидуальной «скорости» продвижения в математическом развитии и прогнозирования зоны ближайшего развития ребёнка. Системная диагностика составляет неотъемлемую часть самого процесса обучения и развития ребёнка. В процессе систематической образовательной работы с ребёнком, построенной на основе принципов развивающего бучения, все направления развития (интеллектуальное, эмоциональное, социальное, физическое и т.д.) находятся в сфере постоянного внимания и наблюдения педагога и психолога. Функция отслеживания математического развития ребёнка позволяет вовремя оказать необходимую помощь как с целью коррекции и компенсации развития, так и с целью профилактики дальнейшей школьной дезадаптации.
4. Анализ планов работы воспитателей по одной из возрастных групп детского сада
В учреждении дошкольного образования в группе воспитателями ведется планирование работы по формированию элементарных математических знаний. Планирование реализует такие принципы как научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.
Планирование исходит из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задач. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
1. Учебная программа дошкольного образования, Мн., НИО, 2013г.
2. Н. И. Фрейлах. Методика математического развития. Москва ИД “Форум” – ИНФА-М 2006.
3. Житко И. В., Математический калейдоскоп – учебн.-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / И. В. Житко. – 2-ое изд., пересм. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.
4. БарГУ Сайт студентов университета [Электронный ресурс] / Министерство образования. Респ. Беларусь. – Барановичи, 2010. – Режим доступа: http://bargu.by.