1. Проблема факторов развития и социализации личности в современной педагогике. Биологические и социальные факторы
2. Саморазвитие и самовоспитание как факторы развития и социализации личности
3. Активность личности как условие ее самореализации. Роль деятельности в развитии и социализации личности ребенка
4. Возрастная периодизация развития личности, современные подходы к ней
Список использованных источников
1. Проблема факторов развития и социализации личности в современной педагогике. Биологические и социальные факторы
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor –делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Возникало немало споров о том, какие же факторы в большей степени влияют на развитие и социализацию личности.
Одни утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о признании врожденных способностей.
Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния среды и воспитания (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все написать», т. е. развитие зависит от воспитания и среды. Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.
К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя [8, c. 18].
Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера.
2. Саморазвитие и самовоспитание как факторы развития и социализации личности
Помимо биологических и социальных факторов, большое значение имеют также саморазвитие и самовоспитание в развитии и социализации личности.
В педагогике К. Д. Ушинский высказал мнение о том, что человек сам принимает участие в формировании своего характера, своей личности; участвуя в различных видах деятельности (умственной, трудовой, общественной, техническо-творческой и многих других видах деятельности) человека преобразует окружающую действительность и самого себя. Для педагогической практики это положение имеет чрезвычайно важное значение: если педагог хочет обучить или воспитать ребенка, он должен привлечь его к соответствующей учебной, трудовой, художественно-эстетической и т.д. деятельности. Деятельность может быть активной и пассивной. Это означает, что важна не столько деятельность сама по себе, сколько собственное напряжение (умственное или физическое), собственные усилия, собственная активность личности в этой деятельности проявляющаяся. Следовательно, ребенок (ученик, воспитанник) в воспитательном процессе является не столько объектом воздействий и усилий педагога, сколько субъектом – активным участником собственного развития, формирования, то есть собственного воспитания. Понимание этого привело педагогическую науку к необходимости ответить на вопрос: когда ребенок становится субъектом воспитания и что необходимо для формирования субъектности (активности) растущей личности. Ученые выяснили, что активность личности имеет избирательный характер. Из этого следует, что развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а тех из них, которые находят положительный отклик во внутренней эмоциональной сфере ребенка (чувства, переживания), выражают его собственные потребности и стимулирует его к активной работе над собой, то есть стимулирует его к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию. Это явление в педагогике принято называть персонификацией воспитания. Из этого следует, что процесс развития личности по существу является процессом саморазвития, а все внимание (воспитательные и средовые воздействия) – это лишь средство, механизм запуска этой активности [2].
Проблема самовоспитания очень стара. Истоки ее можно найти еще в Древней Греции в теории Сократа «Познай себя». В середине ХIХ века этим вопросом занимались различные ученые – Н. Г. Чернышевский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
3. Активность личности как условие ее самореализации. Роль деятельности в развитии и социализации личности ребенка
Активность личности, согласно педагогическому энциклопедическому словарю, определяется как деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активные действия могут преследовать гуманистическую и антигуманистическую цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание активности личности – непримиримость ко всем проявлениям зла. В психологии активность личности рассматривается в противопоставлении реактивности – поведению, зависящему главным образом от внешних воздействий. В педагогической практике нередко активность личности недооценивается: послушный, исполнительный ребёнок оценивается выше, чем ищущий, «нестандартный». В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой – безверие и цинизм [9, c. 1415].
Ф. А. Мустаева, отмечает, что социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит [7, с. 18].
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, довольно огрублено).
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс.
4. Возрастная периодизация развития личности, современные подходы к ней
Возрастная периодизация это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления криминальной ответственности, пенсионный возраст и др.).
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды» [5].
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, Культура, 2005. – 240 с.
2. Важнейшие факторы развития и саморазвития личности // I-educator.ru [ Электронные ресурс ]. – 2019. Режим доступа : http://i-educator.ru/vopros15
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения; под. ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. 464 с.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. :Академия, 2006. – 416 с.
5. Личность: ее социализация, воспитание и развитие // Bargu.by // [ Электронные ресурс ]. – 2019. Режим доступа : http://bargu.by/3523-razvitie-vospitanie-i-socializaciya-lichnosti.html
6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2000. – 200 с.
7. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ф. А. Мустаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект, 2001. – 416 с.
8. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. 432 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
10. Пидкасистый, П. И. Психология и педагогика : учебник для вузов / П. И. Пидкасистый. М. : Издательство Юрайт, 2010. 714 с.
11. Самовоспитание и саморазвитие личности: взаимосвязь и особенности // Studopedia.su [ Электронные ресурс ]. – 2019. Режим доступа : https://studopedia.su/7_14036_samovospitanie-i-samorazvitie-lichnosti-vzaimosvyaz-i-osobennosti.html
12. Факторы развития личности //Studfiles.net [ Электронные ресурс ]. – 2019. – Режим доступа : https //studfiles.net/preview/4533573/page:3/