1. Цели и задачи обучения измерительной деятельности детей в детском саду
2. Распределение данной программной задачи по возрастным группам
3. Методика обучения детей измерению линейных протяженностей с помощью условной мерки
4. Наглядный материал, используемый в обучении измерению в детском саду
5. Опыт работы по данной теме (составить занятие)
Список использованной литературы
1. Цели и задачи обучения измерительной деятельности детей в детском саду
Цели и задачи обучению измерительной деятельности дошкольников представлены в учебной программе дошкольного образования (образовательная область: элементарные математические представления).
Формировать представления об: измерении (цель, способы, правила); условной мерке и способах измерения ею.
Формировать умения: строить сериационные (упорядоченные) ряды (по 1—3 признакам одновременно) и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов; измерять величину линейной протяженности, объема жидкости и сыпучего вещества с помощью условной мерки [2, с. 294].
2. Распределение данной программной задачи по возрастным группам
Старшая группа от 5 до 6 лет.
Строить сериационные и упорядоченные ряды по 1—3 признакам, описывать отношения по величине между элементами рядов. Измерять величины при помощи условной мерки.
3. Методика обучения детей измерению линейных протяженностей с помощью условной мерки
В процессе обучения в детском саду дети овладевают линейным измерением, а также измерением объема сыпучих и жидких веществ. В результате дошкольники усваивают, что измерение позволяет давать более точную количественную характеристику величины предмета. В процессе измерения величины между мерой и результатом измерения существует обратная (функциональная) зависимость: чем меньше мера, тем больше количество мер при измерении одной и той же величины. И наоборот, чем больше мера, тем меньше их количество.
Обучают измерению постепенно, последовательно усложняя задания.
Условными мерами могут быть кубики, бруски, полоски, ленточки. Меры и измеряемый предмет воспитатель готовит заблаговременно так, чтобы условная мера помещалась в измеряемом предмете определенное количество раз без остатка. Воспитатель показывает и рассказывает детям, как наложить меры: плотно прижимая, приставляя одну к другой, чтобы между ними не оставалось пространства и чтобы одна мера не накладывалась на другую. Основное требование заключается в том, что мер должно быть много, чтобы было достаточно и чтобы они были одинаковыми. Воспитатель наполняет меру, обращая внимание детей на то, что насыпать или наливать необходимо полностью, но не через край. Как только весь измеряемый материал (подкрашенная вода, крупа, песок) будет перемещен в меры, его пересчитывают. В качестве меры лучше всего брать прозрачную посуду, чтобы детям было видно, насколько она наполнена.
4. Наглядный материал, используемый в обучении измерению в детском саду
Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это - комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и так далее. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, то есть на всех этапах обучения.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.
5. Опыт работы по данной теме (составить занятие)
Конспект занятия по математике в старшей группе.
Тема: «Измерение отрезка с помощью условной мерки»
Цели: Учить измерению с помощью условной мерки, формировать у детей произвольность и способность к синхронному выполнению действий, развивать воображение детей, учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять в памяти детей названия дней недели в их последовательности, учить связывать события своей жизни с определёнными днями недели.
Оборудование:
Демонстративный материал
- календарь, полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона: одна длинной 4см, другая 6см, кружок.
Раздаточный материал
- полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона: одна длинной 4см, другая 6см, карандаш.
План:
1. Организация детей
2. Повторение числового ряда (счёт до 10 и обратно.)
3. Объяснение темы занятия
- раздать мерки (часть детей получают мерку длиной 4см, другие мерку длиной 6см)
- показать детям способ измерения.
1. Журналы «Дошкольное воспитание», «Пралеска».
2. Учебная программа дошкольного образования. Мн., НИО,2013г. - 417 с.
3. Житко, И.В. Навстречу математике: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И.В. Житко. Минск: РУП «Издательство “Пачатковая школа”», 2013.24 с. – (Серия «Мир детства»).
4. Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / И.В. Житко. Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 64 с. (УМК «Мои первые уроки).
5. Житко, И.В. Веселые игры с числами и фигурами (Серия «Умней-ка!»): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Минск: Жасскон, 2012. – 64 с.
6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозайка - Синтез», 2008. – 400 с.
7. Новикова, В.П. Математика в детском саду / В.П. Новикова. Москва, Мозаика - Синтез, 2006. - 104 с.