1. Современные авторские экологические программы
2. Экологическая программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
3. Экологическая программа Н. Л. Рыжовой «Наш дом— природа»
4. Экологическая программа Н. Н. Кондратьевой «Мы»
5. Классификация программ по направленности содержания: биоцентрические, социально— экологические, культурно—экологические
Конспект занятия
Список использованной литературы
1. Современные авторские экологические программы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" .Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени).
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру [1, с. 152].
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.
Программа Т. А. Копцевой "Природа и художник" сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
2. Экологическая программа С. Н. Николаевой «Юный эколог
Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
При реализации программы педагогами используются как традиционные (наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы о природе и т.д.), так и нетрадиционные методы обучения (занятия по подгруппам, занятия, обогащенные игровыми и сказочными сюжетами, метод проектов и т.д.).
Экологическое воспитание дошкольников воспитатели реализуют в следующих видах детской деятельности: сюжетно-ролевая игра; практическая деятельность; детское творчество; общение с природой; экспериментирование; речевая деятельность; наблюдение; просмотр книг, картин, фильмов природоведческого характера.
Старших дошкольников мы включаем в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся совместно с педагогами экологического центра. Городские акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность организованная воспитателями в природных условиях. Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей. Наши проекты: «В мире целебных растений», «Любимое дерево», «Птичья столовая» и др..
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Экологическая программа Н. Л. Рыжовой «Наш дом— природа»
За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей возрастной группы взята программа Н.А.Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Программа «Наш - дом природа» предназначена для работы с детьми от пяти лет и рассчитана на два года.
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
4. Экологическая программа Н. Н. Кондратьевой «Мы»
В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.
Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается вгуманно – ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
- доброжелательность к живым существам,
- эмоциональная отзывчивость на их состояние,
- интерес к природным объектам,
- стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ,
- желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Придерживаясь принципа научности, в программе отражены идеи и понятия современного естествознания:
- идея единства и взаимосвязи живого и неживого;
- идея единства человека и природы;
- разумности и гуманности человека;
- идея системного строения природы;
- идея целостности природы.
5. Классификация программ по направленности содержания: биоцентрические, социально— экологические, культурно—экологические
В 90-е годы в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОУ [12, 471].
Наш анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволил условно разделить их на три основные группы:
- программы экологической (в основном биоэкологической) направленности;
-программы эстетико-культурно-экологической направленности;
- программы социально-экологической направленности.
Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).
К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва), А.В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград), М.И. Миннекаевой с соавторами (Татарстан) и ряд других региональных программ.
Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова отмечают, что в программе «Цветовая экология» для детей 6 лет из всех экологических понятий выбраны два: место обитания и условия существования в данном месте обитания.
А.В. Королева подчеркивает, что в процессе освоения ее программы «Экологическая дорожка» дети получают основные понятия экологии, овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.
М.И. Миннекаева, Л.И. Овчинникова, Н.М. Новикова из Казани предлагают циклы занятий для 6—7-летних детей с целью их ознакомления с экосистемами луга, водоема, леса, разнообразием животного и растительного мира, их взаимосвязью, взаимозависимостью («жизненный цикл, или круг жизни»).
Л.Д. Бобылева, О.Бобылева (г. Тамбов) цель своей программы обозначают как «формирование первоначальных экологических представлений и понятий у детей».
Конспект занятия
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» в старшей группе
Тема: «Мы дружим с природой»
Программные задачи:
учить детей верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений;
активизировать внимание и зрительную память;
расширять кругозор, формировать положительное отношение к окружающему миру;
совершенствовать речь детей; расширять словарный запас;
воспитывать доброжелательность, сочувствие, навыки разумного и бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
рассказ, вопросы, художественное слово, практическое задание, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игры «Хорошо-плохо», «Цветик-семицветик», «Что перепутал художник»
Предварительная работа:
беседа о весне, беседа как сажают деревья, рассматривание картинок с последующей беседой «Как надо оберегать природу»
Оборудование:
на плакате контур дерева, листья зеленого цвета, разноцветные лепестки по количеству детей, блюдца, лоскутки марли, баночки с подкрашенной водой, мяч, плакаты для игры «Что перепутал художник».
Ход занятия:
- Дети с чего же начинается дружба? Давайте начнем наше занятие с доброй улыбки друг другу.
- Послушайте рассказ Л. Н. Толстого «Старик сажал яблоки»:
«Старик сажал яблоки. Ему сказали: «Зачем тебе яблоки? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
- Как же можно назвать поступок старика? (добрым, сердечным, доброжелательным).
- Что доброго вы делали другим людям?
- А что чувствовали люди, которым вы делали добро? (радость, умиление, восторг, счастье).
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
3. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.
4. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
5. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
6. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.
7. Моисеева, Л.В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 7 - стр. 67-69
8. Николаева, С. Типовая модель экологического воспитания / Николаева С.// Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
9. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
10. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
11. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.
12. Саво, И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. - 560 с.
13. Серебрякова, Т. А. Экспериментальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Выпуск № 2 / 2009: http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnyy-podhod-k-vospitaniyu-osnov-tsennostnogo-otnosheniya-k-prirode-u-detey-doshkolnogo-vozrasta#ixzz2sYAr0wlT
14. Хабарова, Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 128 с.