1.Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности и её ценностных ориентаций: познавательных, нравственных, эстетических
2. Задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового образования в процессе ознакомления с природой. Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления задач
3. Экологическая культура – результат экологического образования воспитанников. Компоненты экологической культуры
4.Экологическая образованность педагога – основной условие формирования основ экологической культуры воспитанников
План конспект проведения повседневной прогулки детей старшей группы
Список использованной литературы
1. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности и её ценностных ориентаций: познавательных, нравственных, эстетических
Природа как фактор развития личности и ее ценностных ориентаций: познавательных, нравственных, эстетических.
Возможности использования природы в умственном воспитании детей. Реалистичность знаний о природе как условие формирования основ материалистического миропонимания: знание фактов из жизни природы, многообразия объектов природы, развития и изменения, причинности явлений, взаимодействия природы и человека, умение устанавливать связи и зависимости, существующие в природе.
Формирование исследовательских действий, освоение детьми сенсорных эталонов, обеспечивающих накопление чувственного опыта, ориентировку в качествах, свойствах объектов природы, способствующих взаимодействию ребенка с природой и использованию предметов природы в деятельности.
Развитие наблюдательности детей, формирование умения планомерно, целенаправленно обследовать объекты и явления природы, выявлять существенные признаки, видеть их изменения и развитие, делать несложные выводы.
Системность знаний как основа умственного развития детей, предполагающая развитие основных способов познания, мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения) и развития речи.
Роль природы в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного (логического) мышления.
Формирование познавательного отношения к природе. Роль постепенного расширения и углубления знаний, активной деятельности в процессе формирования познавательного интереса к природе.
2. Задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового образования в процессе ознакомления с природой. Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления задач.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей [2, с. 63].
Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам. Подводят к осознанию того, что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм, который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.
Задачи экологического воспитания
1.Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
2.Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
3.Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
4.Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
5.Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов [8, с. 53].
3. Экологическая культура – результат экологического образования воспитанников. Компоненты экологической культуры
Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).
Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую "субкультуру" определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива [4; 3].
Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему.
4. Экологическая образованность педагога – основной условие формирования основ экологической культуры воспитанников
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:
1)в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между ними объектами и явлениями природы;
2)в сенсорном развитии - совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий [3].
Авторы рассматривают следующее развитие экологической культуры дошкольника: передача экологических знаний ребенку - это начальный этап в процедуре выработки осознанно - правильное отношение к природе; истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию; в результате использования воспитателем личностно - ориентированных методов работы с детьми осуществляется трансформация знаний в отношения. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.
Тема: «Прогулка»
Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи:
1.Развивать коммуникативные навыки.
2.Развивать воображение, память, речь и речевую выразительность.
3.Расширять и уточнять словарь.
4.Развивать умение вести наблюдение за окружающим миром.
5.Развивать умение играть в командные игры.
6.Развивать общую моторику.
7.Развивать оптико-пространственные отношения.
8.Закрепить знания детей о зимних явлениях в природе;
9.Расширять представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель, выделяя их характерные признаки и изменения, связанные со временем года).
Предварительная работа
Беседы: “Зима ”, “Декабрь– первый зимний месяц”, “Октябрь – второй месяц осени”, “Береза – символ России”, “Лесная красавица”,, “Приметы зимы”, «Зимующие птицы», «Труд взрослых», «Правила поведения на прогулке», «Мы лучшее друзья»
Ход занятия
1. Подготовка к прогулке
Воспитатель: А, давайте, ребята, мы с вами тихонечко оденемся и пойдем на прогулку.
Воспитатель: Ребята, встаньте в полукруг. Смотрим глазками на меня.
Дети: Смотрят на воспитателя.
Воспитатель: Собираются ребята
Вместе весело гулять
И конечно не забудут
Правил несколько назвать.
Дети: На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища, самостоятельно не кататься с горки. Уметь делиться игрушками и т. д.
Воспитатель: Молодцы!
1. Алексеева, Т. Игры по краеведению / Т.Алексеева // Обруч. – 2003. - № 6.
2. Богданец, Т. Наблюдаем природу – готовимся к школе: исследование причинно-следственных зависимостей в природе / Т.Богданец // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 7.
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой/С.А. Веретенникова. М.,1980.
4. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок / Н. Г. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. А. Каменева. — Москва: Просвещение, 2003. — 319 с.
5. Катович Н. К., Станчиц М. А. Экологическое воспитание школьников. Мн., 1993.
6. Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 1989.
7. Молодова, Л.П. беседы с детьми о нравственности и экологии / Л.П.Молодова. – Мн.: Асар, 2002. – 240 с.
8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.