1. Значение обучению счёту детей дошкольного возраста
2. В каких возрастных группах изучается этот вопрос в детском саду?
3. Методика обучения детей данной программной задаче
4. Требования к наглядному материалу, используемому при обучении количественному и порядковому счёту
5. Ошибки детей при счёте
6. Дидактические игры на закрепление заданий по данной теме
Список использованных источников
1. Значение обучению счёту детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:
– цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий,
– отражающих степень освоения деятельности);
– результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете [3, с. 94].
Счётная деятельность – называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.
Цель обучения счёту состоит не только в обучении умению называть числительные по порядку, отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом итог счёта, но и знакомстве с образованием каждого последующего и предыдущего числа на основе добавления предмета к одному из сравниваемых множеств.
Доказано, что обучение счёту (особенно устному) совершенствует память, внимание, логическое мышление, развивает интеллект и смекалку. Дети, умеющие в уме оперировать числами, быстро соображают во всём. В школе они успевают не только по арифметике, но и по другим предметам. Не зря математику называют царицей наук – по её законам происходит всё в этом мире [5, с. 62].
2. В каких возрастных группах изучается этот вопрос в детском саду?
Программный материал второй младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов [1, с. 45].
Обучение порядковому счёту начинается со средней группы. Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать и узнавать количество предметов. Предлагает 2-3 детям пересчитать и назвать итог. Поясняет, что иногда нужно узнать какое место занимает предмет. В этом случае тоже считают, но по-другому: первый, второй, третий, четвёртый, пятый и т.д.
3. Методика обучения детей данной программной задаче
При обучении детей счётной деятельности моно выделить несколько этапов.
1 этап: Прежде чем научить детей считать, необходимо сформировать представления о множестве, научить их сравнивать множества групп предметов. Для сравнения можно использовать кружки разного цвета. Вначале 2-х цветов, затем 3-х цветов. Используются известные приёмы: наложения и приложения. Рассматриваем множества предметов. Например, множество состоит из частей: много красных кружков, много синих кружков, много зелёных кружков – много разноцветных кружков. Можно спросить у детей: «Каких кружков больше? Каких кружков меньше?» и проверить это, не считая. В последующем используются различные игрушки. Задания на сравнение элементов множеств создают прочную наглядно-чувственную основу для обучения детей счёту [2, с. 44].
2 этап: Далее идёт дифференцировка множеств. Внимание детей фиксируется на цели счёта, итоговом числе, а сам счёт ведёт воспитатель. Важно показать образец счётной деятельности, правильно сочетая числительные с существительными в роде, числе, падеже. Например, одна, две, три – всего три ёлочки; один, два, три, четыре – всего четыре гриба. Детям задаются вопросы: сколько ёлочек? сколько грибов? чего больше? чего меньше? что нужно сделать, чтобы грибов и ёлочек было поровну?
3 этап: Обучение счётной операции и упражнения в ней. Основные элементы счёта, которые должны усвоить дети:
– Называние числительных по порядку.
– Соотнесение каждого числительного с определённым предметом множества.
3. Усвоение значения итогового числа.
Обучение количественному счёту идёт на основе показа образования числа. При обучении детей операции счёта важнейшую роль играют движения. Вначале при счёте дети должны показывать на каждый предмет или немного передвигать его слева – направо. Это позволяет чётко выделить каждый элемент. Такое же важное значение имеет и обобщающий жест в виде кругового движения, показывающий, что последнее число относится ко всему множеству и является итоговым. Дети дошкольного возраста учатся считать в пределах 10 (со средней группы детского сада) [7].
4. Требования к наглядному материалу, используемому при обучении количественному и порядковому счёту
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:
– предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
– необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
– наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
– при подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал;
– воспитателю необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки [4, с. 90].
– наглядный материал подбирают так, чтобы можно было сделать обобщение (всего 4 круга, всего пять овощей);
– сначала используется однородное множество, каждый элемент которого отличается по величине, затем берется разнородный материал, потом предметы одного понятия (мебель, обувь, фрукты).
Старший дошкольный возраст, по сравнению со средним дошкольным возрастом, отличается расширением видов наглядных пособий и некоторым изменением их характера.
5. Ошибки детей при счёте
Иногда вместо итогового числа ребенок называет лишь предметы во множественном числе («Один, два грибки»). Значит, дошкольник не уяснил еще значения счета как деятельности, направленной на установление точного количества предметов. Он еще не понял, зачем считает, называя по порядку числительные. Такая ошибка встречается обычно у детей, которые в силу тех или иных обстоятельств еще не подготовлены к счету с помощью слов-числительных: они или совсем не упражнялись в сравнении множеств путем установления соответствия между их элементами или занимались этим недостаточно. С такими детьми целесообразно позаниматься особо, используя программу и методику для предшествующей возрастной группы [2].
Очень распространенной является ошибка, когда дети начинают счет со слова раз, а не с числительного один. Этот стереотип обычно складывается у детей в тех семьях, где родители упражняют детей в названии числительных, полагая, что учат их счету. Дети легко усваивают такой речевой стереотип, но при подлинном обучении счету он перестраивается с большим трудом. Недопустимо проходить мимо подобных ошибок ребенка. («Вспомни, как надо правильно считать?»).
6. Дидактические игры на закрепление заданий по данной теме
Для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Чтобы создать предпосылки для самостоятельного счета, меняют счетный материал, обстановку занятий, чередуют коллективную работу с самостоятельной работой детей с пособиями, разнообразят приемы. Используются разнообразные игровые упражнения, в том числе такие, которые позволяют не только закреплять умение вести счет предметов, но и формировать представления о форме, размере, способствуют развитию ориентировки в пространстве. Счет связывают со сравнением размеров предметов, с различением геометрических фигур и выделением их признаков; с определением пространственных направлений (слева, справа, впереди, сзади) [2].
Сосчитай себя
Цель: знание количественного счета в пределах 5-ти.
1. Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
2. Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги) .
3. Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног).
Отсчитай и принеси
Цель: выявление умения отсчитывать предметы по названному числу («отсчитай и принеси четыре шишки»).
От упражнения в воспроизведении одной группы дети переходят к составлению двух групп («принеси 3 зайчика и 4 морковки»).
Давая такие задания, называют соседние в натуральном ряду числа. Это попутно позволяет детям упражняться в сравнении чисел. Детям предлагают не только отсчитывать предметы, но и расположить их в определенном месте, (поставить на верхнюю и нижнюю полочку, положить на стол слева или справа и так далее).
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников /А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Ерофеева, Т.И., Новикова, Л.Н. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада /Т.И. Ерофеева, Л.Н. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.
3. Петрова, И.А. Обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Пособие для учителя /И.А. Петрова. – М.: Просвещение, 1990. – 280 с.
4.Пышкало, А.М. Методика обучения математике / А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 1995. – 250 с.
5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 1998. – 64 с.
6. Шаталова, Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /Е.В. Шаталова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2007. – 75 с.
7. Щербакова, Е.И.Методика обучения математике в детском саду /Е.И. Щербакова. – М: Академия, 2000. – 272 с.
8. Учебная программа дошкольного образования. – Мн.: Национальный институт образования, 2012. – 416 с.