1. Поэзия второй половины XIX века. Мир природы в стихах Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова и др.
2. А. П. Чехов. Изображение тончайших проявлений психологии детей, гуманного отношения к животным в рассказах А. П. Чехова
3. Психология поведения детей в рассказах Б. С. Житкова. Анализ рассказа «Как я ловил человечков»
Список использованной литературы
1. Поэзия второй половины XIX века. Мир природы в стихах Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова и др.
Стихотворения, которые создавались русскими авторами в 50-х годах, были подданы острой критики – все они сравнивались с наследием Александра Сергеевича, и, по мнению многих критиков намного были намного «слабее» их. В этот период поэзию начала постепенно вытеснять проза. На литературном поприще появились такие талантливые прозаики как Толстой, Тургенев и Достоевский. Следует заметить, что именно Толстой был одним из самых безапелляционных критиков новых русских поэтов: творчество Тютчева он игнорировал, Полонского, Майкова и Фета открыто называл «бездарями».
Может быть, Лев Николаевич действительно был прав, и нам не стоит воспринимать поэзию послепушкинской поры как литературное наследие? Тогда почему у многих из нас 19 век ассоциируется не только с произведениями Лермонтова и Пушкина, но и гениальными стихами Фета, Некрасова, Плещеева, Кольцова, Полонского, А. Толстого?
Более того, если рассматривать русскую поэзию со столь радикальной позиции, то в категорию «бездарностей», не достигших уровня Пушкина автоматически попадают и поэты – серебряники – Ахматова, Блок, Белый, Маяковский, Цветаева. Поэтому мы видим, что такое мнение лишено всех логических оснований, и руководствоваться им категорично нельзя.
К середине 50-х годов, после явного господства прозы, наступает расцвет лирической поэзии, правда ненадолго: уже в 60—70-е годы интерес к лирике падает (вплоть почти до конца века). Но этот короткий расцвет был весьма плодотворен. Выходят многочисленные сборники стихов; внимание критики приковано к новым поэтическим произведениям.
2. А. П. Чехов. Изображение тончайших проявлений психологии детей, гуманного отношения к животным в рассказах А. П. Чехова
А.П. Чехов, любивший детей, создавший столько ярких детских образов, поставивший в своих произведениях столько важных педагогических вопросов, не мог не заинтересоваться такой областью воспитательной работы, как детское чтение.
Чехов был близок к издававшимся в его время журналам «Детский отдых» и «Детское чтение» (в последнем был напечатан его рассказ «Белолобый»).
Чехов вошел в историю детской литературы, как автор замечательных произведений для детей. Чехова следует считать и своеобразным критиком детской литературы. Об этом свидетельствуют не только его литературно-критические замечания в письмах к детским писателям. Можно рассматривать шутки-пародии Чехова на детскую литературу как проявление не только юмористического дарования писателя, но и критического отношения к современной детской литературе.
В 1882 году Чехов выступил в печати с юмореской «Сборник для детей», которая представляет собою остроумную пародию на низкопробную детскую литературу с ее фальшивым изображением жизни. Весь «Сборник для детей» - и предисловие, и отдельные рассказы, и заключение - пронизан ярко выраженным чувством юмора. Предисловие дает тон всему сборнику: «Милые и дорогие дети! Только тот счастлив в этой жизни, кто честен и справедлив. Мерзавцы и подлецы не могут быть счастливы, а потому будьте честны и справедливы [8, с.14].
Чехов считал, что произведения для детей должны носить печать литературного таланта, заключать в своем существе простое содержание без навязчивых поучений.
Может показаться непонятным и его признание: «Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых. Андерсен, Фрегат Паллада, Гоголь читаются охотно детьми, взрослыми также»[6, с.25].
3. Психология поведения детей в рассказах Б. С. Житкова. Анализ рассказа «Как я ловил человечков»
Для творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б.Житков к решению важной задачи, стоящей перед новой детской литературой, — соединению острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии героев.
Он внес в детскую литературу суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность, образное восприятие мира. Произведения писателя эмоциональны, лиричны, легко находят путь к детским сердцам. Особое место в творчестве Б.С.Житкова занимают его рассказы о животных, такие, как «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка», «Беспризорная кошка», «Мангуста». Это занимательные произведения, в которых чувствуется прекрасное знание привычек и поведения зверей, и подлинность событий, положенных в основу сюжета.
Б. Житков написал книгу и для детей 3 — 4 лет - книга про Алешу Почемучку — «Что я видел». «Производственная книга для четырехлетних граждан», по определению писателя, стала энциклопедией для маленьких. Это было новаторское произведение, потому что ничего похожего ни у нас, ни за рубежом до тех пор не было. Книга для дошкольников создавалась исходя из потребностей ребенка, в ответ на массу интересующих его вопросов: почему пора спать? Какая платформа? Как в Москве на улицах? Что такое метро? Как слон купается? Как растет дыня?» В рассказах Б. Житкова чувствуется зрелость мысли писателя, его умение поделиться своим жизненным опытом, уважение к читателю-ребенку. Б.Житков писал для ребят разного возраста и к каждому старался найти подход и ответить на «универсальные» вопросы, которые возникают у разновозрастной и разнохарактерной читательской аудитории [77, С.56].
1. Гурвич, И. Мир чеховского рассказа / И. Гурвич. М. : Наука, 1987. - 234 с.
2. Давыдова, О. Символ и символическая реальность как основа поэтического мира / Ф. И. Тютчева. М. : Наука, 2006. – 206 с.
3. Ильина, Е. А. Культурология / Е. А. Ильина, М. Е. Буров. - М. : МИЭМП, 2009. - 85 с.
4. Катаев, В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. Изд. МГУ, 1979. - 326 с.
5. Культурология: Учебное пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 608 с.
6. Лакшин, В. Я. Толстой и Чехов / В. Я. Лакшин. М. : Современный писатель, 1975. - 234 с.
7. Поликарпов, В. С. Золотой век в истории мировой культуры / В. С. Поликарпов. - Ростов-на-Дону : ТГРУ, 2000. - 65 с.
8. Чехов, А. П. Рассказы. Повести. Пьесы / А. П. Чехов. М. : Эксмо-Пресс, 2004. - 355 с.