1. Определение понятий «технический навык», «художественная техника». Их роль в овладении изобразительной деятельностью
2. Техника рисования. Ее роль в создании изображения. Обучение дошкольников формообразующим движениям
3. Варианты оформления выставки детских рисунков
Задания
Список использованной литературы
1. Определение понятий «технический навык», «художественная техника». Их роль в овладении изобразительной деятельностью
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественный образ. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами, умение использовать художественные возможности этого материала.
Художественные техники – это специальные приёмы, которые используют художники при создании произведения искусства; это художественно выразительное использование возможностей тех или иных художественных материалов.
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обуславливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
2. Техника рисования. Ее роль в создании изображения. Обучение дошкольников формообразующим движениям
Постигая окружающий мир, дети стараются выразить свои впечатления о нём средствами познавательной и творческой деятельности: играя, рисуя, рассказывая. Огромные возможности здесь предоставляет рисование. Чтобы давать возможность малышам разнообразно самовыражаться, можно заниматься с ребёнком рисованием как в традиционных техниках, так и в самых необычных. Чем интересней будут условия, в которых будет проходить изобразительная деятельность ребёнка, тем стремительней будут развиваться его творческие способности.
Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование — одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.
В процессе развития художественного восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию произведения искусства, но и понимание его выразительных средств.
В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого [6, с. 34].
«Воспитательная сила искусства «дает возможность войти внутрь жизни, пережив кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения», - говорил видный советский психолог Б.М. Теплов - и самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждений об искусстве с точки зрения определенного идеала.
Оценочные суждения детей шестилетнего возраста ещё примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. К концу дошкольного возраста отношение к воспринятому меняется - появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.
3. Варианты оформления выставки детских рисунков
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки рисунков. Выставки и конкурсы рисунков в детском саду – это наиболее эффективные формы учебно – воспитательной работы, которые позволяют приобщить детей к культурно – эстетическим ценностям, пробудить в них творческую активность, обогатить их представления о мире, развить познавательный интерес и воображения.
Творческие выставки рисунков в детском саду представляют собой итоговую работу детей по какой-то определённой теме – приурочиваются к празднику, времени года или знаменательному событию.
Задания
1. Проанализировать и представить в виде сравнительной таблицы усложнение задач обучения детей технике рисования
Группа второго раннего возраста
Представления о (об): изображении предметов с помощью изобразительных материалов; простейших элементах рисунка (мазок, линия). Умения: рисовать линии (дорожки, дождь, снежинки и т. д.), точки, кружочки (колобок, шары и т. д.); эмоционально откликаться на яркие цвета красок; удерживать карандаш, кисть, рисовать пальцами, ладошками; ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками; умение называть то, что получилось.
Первая младшая группа
Представления о: способах изображения в рисовании на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм); свойствах материалов (краски, карандаш) и элементарных приемах их использования. Умения: предметного (цветок, рыбка, салют, следы на дорожке, солнышко и др.) и элементов декоративного (точки, линии, мазки) рисования; проводить разные виды линий: вертикальная, горизонтальная, волнистая; замыкание в форму (цветы, листопад, елочка, ежик, утенок, зайка, платье, шарфик, неваляшка, флажки); использовать цвет (освоение основных цветов, создание цветовых композиций); технические умения: овладение элементарной техникой изображения, конструктивным способом рисования; художественными техниками: (пальцеграфия, с помощью поролоновых тампонов).
Вторая младшая группа
Представления о: разных видах линий (вертикальная, горизонтальная различной ширины и нажима, волнистые, замыкание в формы); цвете (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета); способах рисования, штриховке. Умения: рисовать предметы, элементы сюжетов, декорировать изображения (ручейки, ниточки, травка, радуга, ваза, зайки скачут на полянке, кто живет в лесу); выражать в рисунке свое отношение к предметам; определять центр сюжетной композиции и передавать его доступными способами (на всем листе (плоскости), ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с незначительными дополнениями); рисовать разными способами, штриховать, выполнять изображение в цвете.
1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск, 1993
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. - М.: Академия. 1997.
3. Капустина Р.И. Совершенствование работы в детском саду по изобразительной деятельности // Проблемы дошкольного воспитания: Научно-реферативный сборник. - М.: НИИ теории и истории педагогики, 1992. - 15с.
4. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М., 1976.
5. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.
6. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения дошкольников. - Москва. Владос, 2000.
7. Учебная программа дошкольного образования. Мн., 2013.