Введение
1. Задачи психолого – педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития
2. Методы, применяемые в ходе психолого – педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития
3. Методики исследования познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте
Заключение
Список использованой литературы
Введение
В настоящее время школа и дошкольные учреждения нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого ребёнка. Иными словами, школа и дошкольное учреждение чрезвычайно заинтересованы в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. В связи с этим основной целью психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания дошкольников и школьников на протяжении всего периода обучения является выявления индивидуальных вариантов развития, своевременной коррекции в случае необходимости [6].
Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего, необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих. Особенно важно это это в дошкольном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда игра является ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка.
До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития развития познавательных процессов.
1. Задачи психолого – педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития
Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей.
Задачи психолого-педагогического обследования:
1)обеспечение доступности образования для ребёнка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды;
2)формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР.
2. Методы, применяемые в ходе психолого – педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития
Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Метод продольных (лонгитюдных) и поперечных срезов
Длительное исследование одних и тех же детей на протяжении нескольких лет.
Научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.
Метод поперечных срезов – выявление особенностей развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности и т.д.
Наблюдение
Метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.
3. Методики исследования познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте
Дошкольный возраст
Методика «Времена года»
Цель: оценка образно – логического мышления.
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок поры года и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий [8].
Заключение
В настоящее время особую социальную значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества.
Своевременная психологическая и педагогическая помощь детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Многие проблемы трудностей в обучении кроются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов.— М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Баль, Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова. – Мн.: Зорны Верасок, 2013. – 55 с.
3. Введение в психодиагносику./Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.-М.,1997.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
5. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
6. Карелин А.А. Психологические тесты. Том 2. - М.: ВЛАДОС, 2007.
7. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2002.
8. Психолого-педагогическая диагностика. Учеб.пособ.. под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной. - М.АСАDЕМА. - 2003.
9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.