Введение
1. Задачи обучения. Развитие технических навыков и умений
2. Методы обучения лепке детей 6 лет
3. Руководство коллективной лепкой
Заключение
Список использованных источников
Введение
Становление эстетического восприятия начинается в дошкольном возрасте под руководством взрослых, которые передают детям основы социальной культуры. Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6 лет - приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется необходимый набор зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера лепки. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.
1. Задачи обучения. Развитие технических навыков и умений
Лепка – это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Изобразительный материал: пластилин, глина, тесто и другие пластичные массы [6, с. 54].
К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают действие. Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.
Задачи обучения лепке в старшей группе:
– продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям по лепке;
– учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);
– учить детей создавать сюжетные композиции;
– обучать детей декоративной лепке: украшать изделия наклёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);
– обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска;
– учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, признаки, форму, строение, величину;
– учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки - танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни;
– учить новому способу скреплению частей - вставление одной части в другую;
– учить самостоятельно выбирать способ лепки[3].
2. Методы обучения лепке детей 6 лет
Под методами обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного программой «Лепка». В старшей группе педагог применяет методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами [1, с. 66].
К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Описание – это способ создания у ребенка представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, указывается, почему надо так делать.
С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.
Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались.
Частичный показ необходим, когда воспитатель видит, что дети выполняют какой-то прием неверно, или хочет обратить внимание на какой-то способ лепки, напомнить, как выполнить ту или иную часть работы.
Частичный показ способов лепки может быть выполнен и ребенком, при этом он должен объяснять, как и что делает.
При объяснении нового технического приема детям его показывают в медленном темпе, рассказывают, как расположены руки, пальцы. Особое внимание обращается на качество движений. Каждый раз, при выполнении того или иного технического приема, воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, пальцев, используя при этом слова: «чуть-чуть», «слегка», «немного», «посильнее», «покрепче», «очень сильно».
Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.
Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д.
Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.
3. Руководство коллективной лепкой
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Весенний пейзаж» (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» в интеграции с образовательной областью «Речевое развитие».
Цель: создание весеннего пейзажа в технике пластилинография.
Задачи:
Обучающие: обучать выполнению фона из пластилина на пластиковой или картонной основе и композиции из пластилина на плоской основе с использованием бросового материала.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие мира природы; развивать чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы.
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность; формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах.
Предварительная работа: чтение произведений о весне, заучивание стихотворений, наблюдение за весенними явлениями на прогулке, рассматривание иллюстраций о весне и беседа по их содержанию, беседа с детьми на тему «Пейзаж» – один из видов живописи»; дидактические игры.
Материалы и оборудование : образец весеннего пейзажа; картон белого цвета; пластилин; стеки; тыквенные семечки; салфетки; фланелеграф; музыкальная запись П.И.Чайковского «Времена года. Весна».
Материалы для детей: картон белого цвета;пластилин; стеки; тыквенные семечки; салфетки [2].
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо от художника. Художнику поступил заказ изобразить пейзаж.
– Но у художника проблема: у него закончились краски и карандаши, и он не знает, что ему делать.
– Посмотрите на столы, а у нас есть краски или карандаши?
– И у нас нет. А как же мы можем помочь художнику?
– Ой, ребята, я знаю очень интересную технику, которая называется пластилинография (рисование пластилином).
– Ребята, а у нас есть пластилин?
– Есть
– Мы сможем помочь художнику?
– Да сможем.
Заключение
Итак, лепка, как искусство придания формы пластическому материалу, считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть. Значимость лепки из пластилина имеет огромное значение для развития дошкольника лююого возраста. Занятия лепкой способствуют формированию умственых способностей детей, формируют художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитываюют организованность, дисциплинированность, креативность и аккуртаность.
Лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения.
1. Горунович, Л.Б. Пути развития детского изобразительного творчества. Методические рекомендации к программе «Пралеска»/ Л.Б. Горунович, Т.Б. Братская. – Минск: 1996. – 112 с.
2. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий / А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2008. – 132 с.
3. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду: 4 – 7 лет / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 160 с.
4. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации /И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2007. – 87 с.
5. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование: Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. университетов и колледжей / Л.А. Парамонова. – М.: Скрипторий, 2006. – 239 с.
6. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов / Н.М. Сокольникова. – СПб.: ТИТУЛ, 1996. – 177 с.
7. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
8. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие / С.В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.