1. Руководство развитием речи детей в повседневной жизни
2. Роль дидактических игр в обогащении, уточнении и активизации словаря детей. Виды дидактических игр для развития словаря. Методика их проведения в разных возрастных группах.
3. Конспекты занятий с использованием дидактических игр в разных возрастных группах для развития речи детей
Список литературы
1. Руководство развитием речи детей в повседневной жизни
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой. Ребёнок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи [4, с. 125]. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
2. Роль дидактических игр в обогащении, уточнении и активизации словаря детей. Виды дидактических игр для развития словаря. Методика их проведения в разных возрастных группах
Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр, так как кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, оно способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра развивает язык, а язык организует игру. Систематическое применение дидактических игр в детском саду и вне его может послужить созданию благоприятных условий для успешной подготовки детей к обучению в школе. Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях [1, с. 341].
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника.
3. Конспекты занятий с использованием дидактических игр в разных возрастных группах для развития речи детей
Конспект занятия на тему «Овощи» для детей младшей группы
Цель: проверить, как дети различают и называют овощи; учить различать овощи на ощупь, на вкус; использовать в речи слова сырой, вареный, соленый, длинная, круглый и др..
Предварительная работа: индивидуальная работа, побуждение ребенка к сотрудничеству, контакту, взаимодействию с воспитателем. Научить малыша слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Перед занятием организуются 1-2 целевые прогулки на огород. Детям показывают, как растут морковь, свекла, капуста, картофель. Они рассматривают овощи, исследуют на ощупь, характеризуя цвет, форму и другие признаки. В те дни, когда в меню значится винегрет или салат, целесообразно договориться с поваром и принести детям попробовать тот или иной овощ в «чистом» виде (сырой или вареный).
Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы, учить рассматривать.
Словарь и грамматика: учить правильно называть овощи, их качества, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов.
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука а, у, о, ы учить четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание
Ход занятия
I Вводная часть
1. Организация обстановки. Занятие проводится фронтально. Оборудование-материал расположен в доступном для детей виде.
2. Размещение детей. Организационный момент. Стулья расставлены полукругом, чтобы с каждого места был хороший обзор и слышимость.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., АСАДЕМА, 2000. – 560 с.
2. Старжынская Н.С. Методыка развiцця роднай мовы / Н.С. Старжынская, Д.Н. Дубинина. – Мн., 2008. – 256 с.
3. Старжинская Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Мн., 2012. – 310 с.
4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М., 2006. – 270 с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М., 2001. – 168 с.
6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., Владос, 2004. – 245 с.