Введение
1. Романтизм в европейском искусстве первой половины 19 века
2. Белорусское изобразительное искусство 19 – начала 20 века
Заключение
Список литературы
Введение
Как видно из определения, романтизм – это явление, которое проявляется не только в искусстве, но и в поведении, одежде, образе жизни, психологии людей и возникает в переломные моменты жизни, поэтому тема романтизма актуальна и в наши дни. Мы живем на стыке веков, находимся на переходном этапе. В связи с этим в обществе наблюдается неверие в будущее, разуверение в идеалах, возникает желание уйти от окружающей действительности в мир собственных переживаний и в то же время осмыслить ее. Именно эти черты характерны для романтического искусства. Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства.
Фонд современного белорусского искусства составляет около 11 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства ХІХ – начала ХХІ столетий – почти половину всего собрания музея. В основном формирование коллекции происходило в послевоенные годы, но в нее входят и десятки произведений из довоенных минских Белорусского государственного музея и Государственной картинной галереи. Фонд современной белорусской живописи в настоящее время включает в себя более трех тысяч творений более 330 художников. Среди них есть и несколько произведений ХІХ века – это редкие для нашей страны полотна Я. Дамеля, К. Русецкого, В. Слендинского.
Цель работы – изучить основные направления романтизма в европейском искусстве и белорусского изобразительного искусства.
1. Романтизм в европейском искусстве первой половины 19 века
Романтизм (фр. romantisme) – явление европейской культуры в XVIII –XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века – первой половины XIX века.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке [3, с. 216].
Романтизм нельзя назвать «школой» или «системой взглядов» как в силу его противоречивости, так и вследствие того, что в его основу легло принципиально новое мироощущение человека, чуждое прежней страсти к системосозидательству как некоему универсальному опосредованию связи между «Я» и миром. «Лучше уж суеверие, чем системоверие» (Ваккенродер) – один из девизов романтизма. Романтизм – это скорее «новый способ переживания жизни» (А. Блок) или попытка найти и дать адекватное осмысление новому характеру отношений между человеком и миром.
Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме. В нашей работе мы рассмотрим такое явление в европейской культуре, как романтизм во всех его проявлениях.
2. Белорусское изобразительное искусство 19 – начала 20 века
Изобразительное искусство Беларуси представлено именами передвижников: Жуковского, Бялыницкого-Бирули, а также Рущица, Пэна, авангардиста Шагала и др. Художники-пейзажисты разрабатывали тип поленовско-левитановского пейзажа, где главной задачей художника является лирическое изображение отдельного характерного мотива родной природы. В их творчестве большое место занимает пейзажный этюд или пейзаж, написанный непосредственно с натуры [6, с. 190].
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля разрабатывая тему лирического пейзажа, нашел неповторимый тональный колорит своих картин это сочетание зеленовато-серых, серо-голубых и сиренево-серых полутонов («Изумруд весны», «Весенний день», «Голубая часовня» и др.). С.Б. Жуковский в лирическом пейзаже развивает мажорную тему. Особенно это касается его работ конца 1900-х и 1910-х гг. Он любит яркое солнце, для него типичны слепящие эффекты солнечных зимних или осенних дней. Многие его работы, кажется, вышли из левитановского «Марта» с его насыщенностью светом, цветностью теней, свободной живописью. Пейзажная тема тесно соединена у Жуковского с интерьером и натюрмортом, пейзаж срастается с ежедневной жизнью человека, как это было у Коровина и Серова еще в 1890-х гг. и у Грабаря в 1900-х гг. Значение искусства этих художников заключается в том, что уступая некоторым своим современникам в значительности и глубине художественных идей, в обобщенности и картинной законченности образов, эти живописцы хранили реалистические традиции русского пейзажа конца XIX в., обогащали их отдельными находками, и «передали» их искусству уже советской эпохи.
Заключение
Романтизм сложился в условиях буржуазного строя, все больше и больше раскрывавшего не только свои положительные, но и отрицательные стороны и противоречия. Однако романтизм как явление культуры отличался исключительной многогранностью. В сфере художественного творчества он особенно ярко проявил себя в форме особого направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. Романтизм провозгласил своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и ее духовного мира, утвердил свое право на самостоятельность и оригинальность в художественном творчестве. Но к концу XIX – началу XX веков идеи романтизма, вдохновлявшие общество в первой половине века, сменяются нигилистическим отношением к идее технического прогресса.
Изобразительное искусство Беларуси представлено именами передвижников: Жуковского, Бялыницкого-Бирули, а также Рущица, Пэна, авангардиста Шагала и др. Белорусское изобразительное искусство конца XVIII – начала XX века отличалось богатством жанров, стилей, высокой техникой, обращением к межнациональным эстетическим ценностям и стилевым формам. Талантливые мастера вели постоянный творческий поиск. Художники осваивали натюрморт, городской пейзаж, литографию. Развивался исторический жанр. Искусство быстро освобождалось от засилья бездушного академизма, обращалось к внутреннему миру человека, углублялось в историю, общественную и повседневную жизнь, быт людей. На первый план выдвинулись различные жанры живописи.
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – Л., 2003. – 287 с.
2. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский. – М., 2007. – 368 с.
3. Иванова Э.И. Беседы о немецком романтизме / Э.И. Иванова. – М.: Дрофа, 2005. – 382 с.
4. Кисель В.П. Памятники всемирного наследия: популярный энциклопедический справочник / В.П. Кисель. – 2-е изд. – Минск : Беларуская Энцыклапедыя, 2001. – 287 с.
5. Котович, О. В. Золотые правила народной культуры / О.В. Котович, И.И. Крук. – 3-е изд. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2009. – 590 с.
6. Мальдис А.И. Белорусские сокровища за рубежом / А.И. Мальдис. – Минск : Лiтаратура i мастацтва, 2009. – 207 с.
7. Миронова Л.Н. Краткая история живописи Беларуси, XVI век – начало XX века / Л.Н. Миронова; под общ. ред. А.Е. Тараса. – Минск: Харвест, 2016. – 287 с.
8. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века: классицизм, романтизм / В.И. Раздольская. – СПб: Азбука-классика, 2005. – 384 с.
9. Рябцева Н.А. История белорусской культуры / Н.А. Рябцева; Белорусский государственный университет транспорта. – Гомель: БелГУТ, 2002. – 101 с.
10. Шауро Г.Ф. Народное изобразительное искусство Беларуси / Г.Ф. Шауро; Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2012. – 219 с.
11. Шлегель Ф. Разговор о поэзии. Речь о мифологии / Ф. Шлегель // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 2000. – 296 с.