Введение
1. Наиболее употребительные аккорды мажора и минора
2. Русская музыка советского периода Д. Шостакович
Заключение
Список литературы
Введение
Ладовая система в музыке не является схематичной моделью, а наоборот, представляет собой живое взаимодействие различных звуковысотных элементов (отдельных звуков, интервалов, аккордов). Нередко наблюдается взаимопроникновение ладов, в частности, использование одним ладом созвучий, характерных для другого. Усложненные, обогащённые ладовые системы, основанные на взаимодействии мажора и минора, составляют понятие «мажоро-минор».
Музыка советского периода (1918 – 1991 годы) в России и других союзных республиках за свою историю состояла из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов и композиторов были русскими, значительный вклад сделали и другие народы СССР, в особенности украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа. В данной работе остановимся поподробнее на музыке советского периода Дмитрия Шостаковича. Творчество Шостаковича объяло все формы и жанры музыки, соединило традиционные устои с новаторскими открытиями. Проницательный знаток всего, что существовало и появлялось в композиторском творчестве, он проявил мудрость, не подчинившись эффектности формальных новаций. Представление музыки как органической части многообразного художественного процесса позволило Шостаковичу понять плодотворность на современном этапе сочетания разных принципов композиторской техники, разных выразительных средств.
1. Наиболее употребительные аккорды мажора и минора
К наиболее употребительным аккордам одноименного мажоро-минора относят:
автентический – D-IIIн-Т;
прерванный – D7-VIн;
плагальный – VIн-Т.
Субдоминанты может и не быть – тогда гармония у нас состоит из тоники и доминанты (или T-D). Такой вариант называют автентическим оборотом.
Однако, у нас есть и еще вариант «выбросить» из полного оборота доминанту оставив только тонику и субдоминанту, в этом случае то, что у нас получилось будет называться плагальным оборотом. Получается полный = автентический + плагальный.
2. Русская музыка советского периода Д. Шостакович
Мы по праву гордимся нашей советской музыкой. Она удивительно богата и разнообразна. В ней представлены все жанры – от солдатской песни до монументальной оратории, от походного марша до многокрасочной симфонии. Советская музыка – это классические творения Прокофьева и Шостаковича, Мясковского и Хачатуряна, это высокая исполнительская культура Большого театра, неповторимое мастерство пианистов, скрипачей, певцов, известных во всем мире. На протяжении многих десятилетий все ярче расцветает музыкальное искусство наших национальных республик. Каждый народ Страны Советов вносит в общечеловеческий мир музыки свои поэтические мотивы, свои краски, ритмы, мелодии.
С первых дней революции в стране свободно зазвучали боевые песни пролетариата («Интернационал», «Варшавянка», «Мы кузнецы...»), слагались и новые песни (см. статьи «Песни, зовущие к борьбе», «Советская песня»), в начале 20-х годов были созданы первые государственные филармонии, хоровые капеллы, оперные студии. Перед трудовым народом впервые открылся широкий путь к музыкальному образованию, к участию в художественной самодеятельности, к постижению богатств классической музыки [3, с. 176].
Велика была роль старой интеллигенции – композиторов и артистов, которые остались верными демократическим традициям искусства и стали активными строителями новой, советской культуры. Многие из них посвятили себя воспитанию талантливой молодежи. Уже к середине 20-х годов заявили о себе молодые композиторы, воспитанные советскими консерваториями, в том числе Д. Шостакович, В. Шебалин, А. Давиденко, Д. Кабалевский, М. Коваль.
Заключение
К наиболее употребительным аккордам одноименного мажоро-минора относят: автентический, прерванный, плагальный. Все представленные в данной работе способа можно и нужно использовать в построении аккомпанемента, это сделает наше звучание интереснее.
Советская музыка – это классические творения Прокофьева и Шостаковича, Мясковского и Хачатуряна, это высокая исполнительская культура Большого театра, неповторимое мастерство пианистов, скрипачей, певцов, известных во всем мире. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) – выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР, Герой социалистического труда. Творчество Шостаковича объяло все формы и жанры музыки, соединило традиционные устои с новаторскими открытиями. Проницательный знаток всего, что существовало и появлялось в композиторском творчестве, он проявил мудрость, не подчинившись эффектности формальных новаций.
1. Берлин И. Шостакович в Оксфорде / Сост. Л.О. Акопян. – СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2016. – С. 295-299.
2. Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов / пер. и общая ред. Н.О. Власовой. – М: Композитор, 2006. – 210 c.
3. Дукельский В. Новая советская музыка / В. Дукельский // Мосты. –2006. – № 12. – С. 209-233.
4. Мясковский Н.Я. Автобиографические заметки о творческом пути // Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания: в 2т. – М.: Советский композитор, 2005. – Т.2. – 160 с.
5. Попов Г.Н. Из литературного наследия. Страницы биографии / под ред. З.А. Апетян. – М.: Советский композитор, 2006. – 176 с.