1. Роль и место музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования
2. Разновидности применения музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования и их характеристика
3. Разработка сценария праздника (по выбору) и плана подготовки к нему
Литература
1. Роль и место музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внешкольная работа), представляется более правомерным обозначить три формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни (быту) детского сада и музыка в семье.
При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.).
Если музыкальные занятия, как и занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей [1].
2. Разновидности применения музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования и их характеристика
Музыка в повседневной жизни детского сада как ФОМДД включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельной музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.
В быту детского сада ребёнок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Участие педагога носит косвенный характер. Качество самостоятельного детского исполнительства, как правило, несколько хуже, чем на занятии, но ценность такого исполнительства велика, так как свидетельствует о сформированности интереса к музыке.
3. Разработка сценария праздника (по выбору) и плана подготовки к нему
Сценарий праздника ко Дню знаний в детском саду
Цель: создать у детей хорошее настроение, создание доброжелательной атмосферы, положительного отношения к школе.
Задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, устанавливать взаимопонимание и взаимоуважение между педагогами, детьми и их родителями во время организации мероприятия.
Действующие лица: ведущий, Машенька.
Ход праздника:
Ведущий:
Здравствуйте, дети!
Очень мы рады сегодняшней встречи!
Давайте наш праздник скорей начинать,
С улыбкой и радостью петь и играть!
(Ребята давайте друг друга поприветствуем аплодисментами)
Вот лето закончилось, вы в садик спешите,
Что же за праздник сегодня, скажите? (1 Сентября, День знаний.)
Мы поздравляем всех с праздником! 1 сентября – школы открывают двери для всех учеников. Все девочки и мальчики начинают учиться, чтобы узнать много нового и интересного. И наш детский сад встречает ребят. Здесь вас ждут новые знания, открытия и новые друзья!
День знаний будем мы встречать. Шутить, играть и танцевать! А сейчас я предлагаю вам игру. Если вы согласны с тем, что я вам говорю, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!»
1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М., 2005.
2. Журналы «Пралеска» за 2010-2015 г.
3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебн. для студ. высш. учеб, заведений. М., 2000.
4. Радынова О. П., Катинене А. П., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.
5. Радынова О. П., Груздова И. В., Комиссарова Л, Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: Учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М., 1999. ,
6. Музыкальные инновации для развития ребёнка. Форум для музыкальных руководителей