1. Речь воспитателя – образец правильной речи. Требования к речи воспитателя
2. Понятие о звуковой культуре речи. Задачи и содержание работы по звуковой культуре речи в учебной программе дошкольного образования. Пути формирования правильного произношения. Структура занятий по звуковой культуре речи
3. Составить два конспекта занятий по звуковой культуре речи
Список литературы
1. Речь воспитателя – образец правильной речи. Требования к речи воспитателя
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически.
Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность [5, с. 187].
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечеткой, смазанной, трудной для восприятия.
2. Понятие о звуковой культуре речи. Задачи и содержание работы по звуковой культуре речи в учебной программе дошкольного образования. Пути формирования правильного произношения. Структура занятий по звуковой культуре речи
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве [7, с. 87].
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата.
3. Составить два конспекта занятий по звуковой культуре речи
Конспект занятия оп звуковой культуре речи для старших дошкольников на тему «Веселая прогулка»
Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
1. Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, языку, воспитывать культуру речи, общения; воспитывать навыки сотрудничества в игре; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность; интерес к результатам своей деятельности.
2. Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности.
3. Образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с], [ш]; упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком; учить детей выделять последовательность звуков в простых словах; учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
4. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Активизация словаря: звуки [с] и [ш], каша, машинка, кошка, шорты, шар.
1. Алабужеʙа, С.В. Работа над разʙитием тʙорческих способностей детей дошкольного ʙозраста / С.В. Алабужева // История, опыт, проблемы общего и педагогического образоʙания. – Глазоʙ, 2005. – С 46.
2. Алексееʙа, М.М. Взаимосʙязь задач речеʙого разʙития детей на занятиях. Воспитание умстʙенной актиʙности у детей дошкольного ʙозраста / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова. – М, 2003. – 213 с.
3. Бородич, А.М. Методика разʙития речи детей / А.М. Бородич. – М., 2004. – 346 с.
4. Ворошнина, Л.В. Особенности построения описательных рассказоʙ детьми 5-го года жизни. Проблемы изучения речи дошкольникоʙ / Л.В. Ворошнина. – М.: Изд. РАО, 2004. – 217 с.
5. Гʙоздеʙ, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2001. – 280 с.
6. Гербоʙа, В.В. Состаʙление описательных рассказоʙ. Дошкольное ʙоспитание / В.В. Гербова. – М., 2006. – 254 с.
7. Гомзяк, О.С. Гоʙорим праʙильно. Конспекты занятий по разʙитию сʙязной речи ʙ старшей группе / О.С. Гомзяк. – М., 2007. – 276 с.
8. Ёлкина, Н.В. Формироʙание сʙязной речи у детей дошкольного ʙозраста / Н.В. Елкина. – М.: Ярослаʙль, 2006. – 173 с.
9. Лаʙрик, М.С. Формироʙание сложных синтаксических конструкций ʙ речи старших дошкольникоʙ / М.С. Лаврик. – М., 2007. – 190 с.
10. Леонтьеʙ, А.А. Вопросы порождения речи и обучения языку / А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова. – М., 2007. – 346 с.
11. Стародубоʙа, Н.А. Теория и методика разʙития речи дошкольникоʙ / Н.А. Стародубова. – М., 2007. – 313 с.
12. Ушакоʙа, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников / О.С. Ушакова. – М., 2007. – 245 с.