1. Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста и ее особенности
2. Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и их характеристика. Специфика музыкальной деятельности взрослых и детей
3. Анализ музыкального занятия с точки зрения использования в нем различных видов музыкальной деятельности
Список литературы
1. Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста и ее особенности
Содержанием музыкального воспитания детей от рождения до четырех лет является вовлечение их в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.
Педагог, организуя общение детей с музыкой, накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детских музыкальных инструментах), побуждает реагировать на них голосом или движением, создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка на последующих этапах развития. Важно отметить, что, только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления [3, с. 87].
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.
Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
2. Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и их характеристика. Специфика музыкальной деятельности взрослых и детей
1. Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий:
- слушания произведений;
- слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.
- слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.
Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
2. Пение.
Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня - ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
3. Анализ музыкального занятия с точки зрения использования в нем различных видов музыкальной деятельности
Занятие на тему «Доброта в музыке и в жизни» для дошкольников средней группы
Цель: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста средствами различных видов музыкальной деятельности, воспитание нравственных качеств.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать музыкальный опыт детей знаниями о музыкальных инструментах (кастаньеты), уметь их классифицировать по способу воспроизведения звука, развивать ритмический и динамический слух;
- учить слышать и различать музыкальные инструменты, ассоциировать характер музыки с образом, учиться играть в оркестре.
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать;
- воспитывать потребность в добрых делах.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: слушание музыкального отрывка.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, - дать понятие «кастаньеты», слушание музыки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: совершенствовать умение петь хором, передавая интонацией образ персонажа песни; совершенствовать игру в оркестре, учить слышать и различать музыкальные инструменты.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2005. –170 с.
2. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. – 2012. – 265 с.
3. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста / Н.В. Зарецкая. – «Айрис пресс», М., 2004. – 120 с.
4. Зимина А.Н. Большой хоровод / А.Н. Зимина. – М., 2003. – 130 с.
5. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / Под ред. Радыновой О.П. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. – 130 с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика - Синтез, 2005. –60 с.
7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 2011. – 110 с.
8. Учебная программа дошкольного образования 2019 года. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 415 с.
9. Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен / Л.В. Школяр // Учитель музыки. – 2008. – №1. – С. 3-7.