Введение
1. Понятие «основы ценностного отношения к труду», «трудовое воспитание»
2. Современные психолого-педагогические исследования трудового воспитания дошкольников
3. Содержание трудового воспитания на современном этапе
4. Практическое задание
4.1. Развитие самостоятельности в трудовой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Содержание трудового воспитание дошкольников в современных образовательных программах
4.2. Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников (по учебной программе дошкольного образования)
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду, трудовых навыков является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
В свете Образовательного стандарта дошкольного образования трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом его желаний и потребностей, включенности воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического и дисциплинарного принуждения.
1. Понятие «основы ценностного отношения к труду», «трудовое воспитание»
Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности.
Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.
В рамках нашей работы нас интересует определение «Ценностного отношения к труду».
Ценностное отношение к труду материализует всю сумму отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к родине. Прямым и окончательным способом наши отношения к человеку, к обществу, родине и жизни как таковой мы проявляем в активной деятельности в роли «человека делающего», либо в роли «человека берущего». Характер труда, качество труда, усилия в труде, мотив труда, место труда в режиме существования – все это скорее, проекция указанных отношений человека к людям, обществу, родине, жизни как таковой и своему «Я», которое решительным порядком выразит себя именно в творчестве, утвердит свою неповторимость и уникальность в созидательной деятельности, чем автономное отношение, независимо формирующееся как некое трудолюбие. Любят не «труд», любят жизнь, людей, общество, близких и далеких, родину и свой дом. Отношение к труду – вторичное образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство выражения отношения к какой-либо иной ценности.
В силу возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возрасты мы не можем говорить об обобщённом, полном формировании определения. Исходя из вышеизложенного, под ценностным отношением к труду и его результатам у детей дошкольного возраста мы понимаем позитивное отношение ребенка к своему труду и труду других людей, складывающееся под воздействием взрослого на основе оценивания его действий и подражания им, в результате которых возникают личностные ценности.
2. Современные психолого-педагогические исследования трудового воспитания дошкольников
На современном этапе этой проблемой трудового воспитания дошкольников занимаются Д.В. Сергеева, В.И. Логинова, Н. Крылова, Г. Киселева, Л.И. Сайгушева. Все ученые специалисты по трудовому воспитанию утверждают необходимость и важность трудового воспитания с раннего возраста.
Это диктуется причинами:
1. Требованиями современного общества. Важно воспитание у детей таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, активность, целенаправленность, бережливость, гуманность, коллективизм.
2 Возрастными психологическими особенностями детей: подражательность, активность, пытливость, любознательность, сензитивность, эмоциональная отзывчивость.
3 Трудовое воспитание тесно связано с другими задачами развития личности: физическим воспитанием, умственным, нравственным воспитанием; труд является средством воспитания гуманных чувств, труд формирует положительные эмоции.
4. Труд должен рассматриваться не как самоцель, а как средство развития
личности с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитанник – субъект деятельности, проявляющий активно-действенное отношение к содержанию, к характеру деятельности, участникам труда и к самому себе.
Р.С. Буре обращает особое внимание на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Показывает, что, с одной стороны овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Подчеркивает, что задачи трудового воспитания необходимо решать в тесной взаимосвязи. Обращает внимание и на виды навыков, усложнение их содержания от одной возрастной группы к другой: формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации «рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности поиска наиболее рациональных приемов работы.
3. Содержание трудового воспитания на современном этапе
Главная цель трудового воспитания дошкольников - это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Задачи трудового воспитания:
• сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
• развить трудовые умения, усовершенствовать их;
• воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
• сформировать навыки в организации рабочего процесса;
• формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
4. Практическое задание
4.1. Развитие самостоятельности в трудовой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Содержание трудового воспитание дошкольников в современных образовательных программах
Для качественного и результативного процесса организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста воспитателю необходимо знать алгоритм руководства трудовой деятельностью в разных возрастных группах, а значит воспитатель должен ориентироваться в современных программах дошкольного образования.
Проведем анализ содержания трудового воспитания дошкольников в образовательных программа для детского сада (табл. 1).
На основе проведенного анализа нами был составлен алгоритм действий по организации трудовой деятельности у детей среднего дошкольного возраста по развитию самостоятельности:
1. Актуализация имеющихся у детей знаний и навыков выполнения трудовых действий.
Используя игровые приемы, беседы, поручения и дежурства воспитатель напоминает детям освоенные в прошлой возрастной группе навыки, намечает план индивидуальной работы.
2. Расширение и усложнение трудовых действий в соответствии с требованиями возрастной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие является одним из определяющих нравственных качеств личности и наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.
В посильной трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у них формируются волевые качества, умения планировать свою работу и предвидеть, оценить ее результат. Последнее имеет большое значение при подготовке детей к обучению в школе.
1. Дошкольная педагогика /Авторы-составители О.В.Солнцева, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт. – СПб, 2005. – 125с.
2. Буре, Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду / Р.С. Буре // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. – М., 1994.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: Academia, 2000. - 415 с.
4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика :[CD] / С. А. Козлова. - М., 2004.
5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр.; Гриф МО. - М.: Академия, 2006. - 415 с.
6. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. 2-е изд. / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
7. Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности / М.В. Крулехт. – СПб., 1995.
8. Нравственно-трудовое воспитание детей / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1987. – С.8-21, 83-88, 189-190.